Лента новостей

18:25
«Падение империи»: сбудутся ли прогнозы о новой гражданской войне в США?
18:18
Коммунисты Греции блокировали путь автоколонне со снарядами для Украины
18:10
Дональд Туск «погорел» на клевете в адрес Дональда Трампа
18:09
Одесских преподавателей задержали в польском колледже с чемоданом взяток за дипломы
18:07
Британские войска могут возглавить объединенные военные силы на Украине в рамках нового плана по прекращению войны (с комментариями британских читателей)
18:00
Украинца посадили на 11 лет за трансляцию российских телеканалов
17:59
Власти Швейцарии приняли постановление о запрете сокрытия лица на улице
17:38
Украинский БПЛА атаковал многоквартирный дом в Белгороде
17:20
Никита Михалков задумал отсудить у Украины почти 50 млн рублей
17:19
Паства Донецкой епархии РПЦ: боровшийся с Русским миром и защитниками Донбасса пресс-секретарь митрополита Илариона «переобулся»
17:14
Мировые цены на продукты достигли 18-месячного максимума
17:12
«Стратегическое терпение» для преодоления проблем и развития отношений между Китаем и Индией
17:09
Политолог Елисеева рассказала о скором применении Трампом политики давления
16:30
Военных ВС РФ приговорили к пожизненному заключению за убийство семьи в ДНР
16:28
Министр нефтегазовой отрасли Индии: мы оказали миру услугу, покупая у России нефть
16:20
Туск заявил, что не делал предположений о связях Трампа с Россией
16:09
Главное в военных СМИ за неделю: выжигающий Дракон, перестановки в ОАК и ОДК, сроки испытаний патрульного ледокола
16:05
Уничтожения немецкого «Leopard 2» ВСУ в Курской области
16:02
Курская область: наступление продолжается, войска РФ установили контроль над тремя стратегическими селами
15:38
«Ему не нравится Украина». Фукуяма рассказал о грядущей судьбе Европы и мира при Трампе
15:37
Боррель назвал рецепт выживания Евросоюза
15:36
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 2 по 8 ноября
15:30
Посол Японии в России Муто-сан не читал Конституцию РФ?
15:27
В США из-за шуточного ролика снова обнаружили «русский след» на выборах
15:18
Франция передала Украине сто дронов-камикадзе новой модели
14:54
ООН с опаской ожидает возвращения Трампа к власти
14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»«Чайка-2»: реанимация пассажирского экраноплана

«Чайка-2»: реанимация пассажирского экраноплана


Казалось бы, инцидент, случившийся в 2004 году с экранопланом «Волга-2», в результате которого несколько человек пострадали и один погиб, поставил крест на создании пассажирских аппаратов подобного типа. Действительно, дальнейший выпуск «Волги-2» был тогда резко прекращен (несмотря на то, что аппарат прошел все необходимые испытания), а о строительстве чего-то нового «парящего над волнами» велись только разговоры: дальше них дело не шло.

И вот буквально несколько недель назад — впервые после 13-летнего тайм-аута — ЦКБ Алексеева заявило о работах по созданию нового экраноплана «Чайка-2», который должен будет перевозить не только грузы, но и пассажиров. Общественность, забывшая об аварии 2004 года, восприняла новость восторженно. Ничего плохого в этом нет: создание новых средств быстрого перемещения в пространстве (а «Чайка-2» принципиально отличается от своих предшественников, как мы увидим ниже) можно только приветствовать. Однако логично было бы поднять и вопрос безопасности. Каковы гарантии того, что аварии, произошедшей 13 лет назад, больше не повторится?

Возить, спасать и убивать

Экраноплан — это аппарат, летающий низко (на высоте 1−3 метра) над ровной поверхностью — над водой или снежными просторами. Основное его преимущество перед самолетом в том, что он «ест» меньше топлива (его как бы удерживает в воздухе «прослойка» между аппаратом и поверхностью). Есть и другие очевидные плюсы — например, в результате крушения у пассажиров больше шансов выжить, а при желании экраноплан можно посадить на воду на неопределенно долгое время. Основное преимущество перед кораблями — самолетная скорость, которую суда, плавающие по воде, достичь никогда не смогут.

Таким, образом, у экранопланов есть специфические области применения — то есть ниши, не занятые другими аппаратами. Попробуем их перечислить.

Во-первых, это скоростные пассажирские и транспортные перевозки там, где нет воздушных линий сообщения. Более того, если транспортная система в России все-таки будет развиваться, можно говорить о замене самолетных линий «экранопланными» — только там, где есть ровная поверхность (относительно спокойное море, тундра без сопок и так далее).

Во-вторых, если надо быстро подойти к определенному месту на морской поверхности и развернуть там какие-то работы, экраноплан по сути незаменим. Речь идет в первую очередь о спасательных операциях. Если произойдет катастрофа с каким-либо кораблем или подводной лодкой или же разольется нефть, спасательное судно может не успеть дойти вовремя до места инцидента. Самолет долетит быстро, но зависнуть надолго над одной точкой он не в состоянии. Близок к идеалу здесь гидросамолет, но он не очень устойчив при волнении — к тому же сегодня нет больших гидросамолетов, которые могли бы стать плавучей спасательной базой.

Еще одна специфическая ниша — военная. Экраноплан может фактически беспрепятственно нанести ракетный удар или высадить десант в тех условиях, когда противник готов к атаке с воздуха и уверен, что вражеские корабли, расположенные далеко, не смогут быстро до него добраться. Такие неожиданные атаки могут быть вполне успешными — до тех, правда, пор, пока военные не научатся их ожидать и отражать.

Военная история

Отечественное экранопланостроение началось, как известно, с создания именно военных аппаратов. Здесь стоит отметить, что обкатка любой принципиально новой техники, особенно быстроходной, неизбежно связана с авариями. И в ходе испытаний военных экранопланов аварий было достаточно много: построенный в единственном экземпляре «Каспийский монстр» — самый большой аппарат — развалился на части, десантный «Орленок» несколько раз терпел крушения до принятия на вооружение. Причины инцидентов были разные: недостаточная прочность материалов, недоработанная система управления и ошибки пилотов. Управление экранопланом требует специфических качеств и специфического опыта. Татьяна Алексеева, дочь конструктора, принимавшая участие в испытаниях, вспоминает, что пилоты, пересевшие на опытный аппарат с самолета, в случае малейшего намека на ЧП поднимали аппарат вверх: самолет это спасает, а экраноплан поднимается носом вверх и заваливается.

После серии испытаний два экраноплана — десантный «Орленок» и ракетный «Лунь» — удалось передать ВМФ. Военные эксплуатировали эти аппараты, не имея к ним официальных нареканий, но после перестройки отказались от них: единственный уцелевший «Орленок» стал экспонатом музея ВМФ, единственный уцелевший «Лунь» стоит без дела на военной базе в Каспийске.

Аварий с этими аппаратами в ходе эксплуатации не было. Почему от них отказались — до сих пор толком неясно. Некоторые эксперты говорят, что особых военных перспектив у этих аппаратов нет, ибо их легко уничтожить ударами с воздуха, а конструктор «Луня» Владимир Кирилловых винит во всем экономический упадок, случившийся во время перестройки в армии. Однако упадок кончился, а заказывать новые аппараты Минобороны не спешит.

Так или иначе, «военная» история экранопланов свидетельствует о том, что при условии хорошо подготовленного персонала и серии испытаний такие аппараты теоретически можно довести до безаварийной эксплуатации.

Добавим, что наиболее перспективным кажется создание спасательного быстроходного аппарата, который мог бы прийти на помощь затонувшим кораблям и подводным лодкам. Однако строительство единственного такого экраноплана — «Спасатель» — было прервано в тех же 1990-х годах и не возобновлено до сих пор.

Сквозь тернии

«Гражданская» история не была такой гладкой. Главным образом в связи с тем, что деньги в советское время выделялись преимущественно на военные проекты — и министерство обороны, что важно, не отказывалось от идеи ударных экранопланов после очередных неудачных испытаний. Поэтому «Лунь» и «Орленок», доведенные до ума, обладали повышенным уровнем надежности.

Вместе с тем, в 1970 году Ростиславу Алексееву удалось получить добро на создание пассажирского экраноплана «Чайка», рассчитанного на перевозку 70-ти пассажиров. Работы по строительству этого аппарата были навсегда остановлены в 1974 году — после аварии на «Орленке», который на тот момент проходил испытания и не был сдан ВМФ. «Орленок» продолжили обкатывать, но идея создания аппаратов для мирных пассажиров была надолго положена под сукно. То есть о ней упорно говорили, были конструкторские разработки… Но до строительства дело не доходило.

Только в конце 1970-х был создан маленький пассажирский экраноплан «Волга-2», рассчитанный на 8 мест — это последнее, что спроектировал Ростислав Алексеев. Он прошел все мыслимые и немыслимые испытания, получил множество призов на выставках и до поры до времени успешно эксплуатировался.

Но летом 2004 года один из этих аппаратов столкнулся в Нижнем Новгорода с судном на подводных крыльях (СПК) — по одной информации, с «Восходом», по другой — с «Кометой». Пассажиры быстроходного судна, которое после инцидента дошло до берега своим ходом, не пострадали. Экраноплану повезло меньше: он частично разрушился и наполовину затонул. Несколько его пассажиров пострадало, один впоследствии скончался в больнице.

Это событие на долгие годы сделало невозможным не только дальнейший выпуск «Волги-2», но и создание экранопланов в принципе. В чем же была причина аварии?

Официальной информации в открытом доступе нет. По неофициальной информации, на которую ссылалось «Время новостей», водитель экраноплана устал после многократных прогулочных рейсов, набрал скорость, чтобы поспешить на базу (а скорость у экраноплана, повторимся, может быть самолетной) и не рассчитал столкновения с СПК.

Отсюда несколько выводов.

Во-первых, экраноплан не стоит эксплуатировать в местах с оживленным движением малых судов — то есть там, где он может на большой скорости столкнуться с катером, лодкой, тем же СПК.

Во-вторых, к квалификации капитанов, управляющих этими судами, должны предъявляться повышенные требования.

В-третьих, малые экранопланы недостаточно устойчивы и при столкновении могут «кувыркнуться», что и произошло с «Волгой-2». По словам конструктора «Луня» Владимира Кирилловых, именно эта особенность заставляла делать для военных большие аппараты. Кстати, в 1990-х годах ЦКБ Алексеева сделало проект большого (на 250 мест) пассажирского экраноплана для Китая — причем для места, где есть воздушное сообщение, но китайцы посчитали, что билеты на экраноплан будут дешевле. Этот проект не был осуществлен из-за запрета властей РФ передавать другой стране уникальную стратегическую технологию.

Экраноплан «Чайка-2», который проектируется сейчас в ЦКБ Алексеева, будет не таким большим (он рассчитан на 70 мест), но и не таким маленьким, как «Волга-2». Его мореходность — полтора метра, то есть волнение в полтора метра для него, казалось бы, критично. Для сравнения: у «Луня» мореходность 3 метра. Но не все так просто.

«Чайка-2», в отличие от предшественников, умеет отрываться от экрана и взлетать как обычный самолет. Значит, данный аппарат можно будет эксплуатировать и при сильном волнении. Остается лишь надеяться, что наши конструкторы справятся с такой непростой задачей.

Несомненно, у «Чайки-2» большие перспективы: в России (особенно на севере и на востоке) очень много мест, где население страдает от отсутствия скоростных пассажирских перевозок. Но чтобы она не повторила участь «Волги-2», необходима серия серьезных испытаний и доработок (на что нужно финансирование) и подготовка высококвалифицированного экипажа, который должен уметь хорошо управлять аппаратом.

ТТХ экраноплана «Чайка-2»

Скорость — 350 км/ч
Пассажировместимость — 100 чел.
Численность экипажа — 4 чел.
Мореходность — 1,5 м
Грузоподъемность — 9 тонн
Дальность полета на экране — до 5000 км, в самолётном режиме — до 1500 км.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх