После определенной череды разрушительных для российских Вооруженных сил событий, получивших уже нарицательное название «реформы Сердюкова–Макарова», пожалуй, труднее всего приходит в себя военная медицина, где одними указами и приказами быстро не восстановить потерянных специалистов и четко налаженную до того работу лечебных учреждений и медицинских учебных заведений. И все же ситуация пусть медленно, но поправляется.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОГО
При реформировании военной медицины пострадали не только военнослужащие. Незаслуженно забытыми оказались ветераны военной службы, многие из которых после закрытия ряда гарнизонных госпиталей вынуждены были прикрепляться к гражданским лечебным заведениям – больницам и поликлиникам. Однако, по данным Минздрава, денег на это не выделялось, поэтому ветераны оказались в подвешенном состоянии. К тому же гражданские поликлиники не всегда обладали тем набором медицинских техники и услуг, которые существовали в военных учреждениях.
Более того, данные проблемы затрагивали порою все население отдельных населенных пунктов в отдаленных регионах, где не было вообще никакой медицины (за Уралом, на Дальнем Востоке) и где именно военные медики занимались лечением, профилактикой граждан и даже принимали роды. Новое руководство Министерства обороны пошло другим путем. Главным военно-медицинским управлением были выработаны оптимальные рекомендации и предложения по восстановлению порушенного. Что удалось сделать за 2013 год?
Как заявил начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации Александр Фисун, выступая на международном бизнес-конгрессе «Безопасность и защита личности, общества и государства», за минувший год в систему управления медицинским обеспечением российских Вооруженных сил внесены немалые изменения. В частности, на Главное военно-медицинское управление теперь замыкаются военно-медицинские учреждения центрального подчинения, медицинские службы военных округов, видов и родов войск (причем медслужбы видов и родов войск были восстановлены в течение 2013 года), учреждения высшего профессионального образования, санаторно-курортные комплексы, а также научно-исследовательские организации медицинской службы ВС РФ. Восстанавливается институт военной медицины, который сегодня находится в составе Военно-медицинской академии (город Санкт-Петербург).
Выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи в отечественных Вооруженных силах. Первый уровень – медицинские подразделения войскового звена. Второй уровень – лечебные учреждения военных округов (за 2013 год произошло их разукрупнение). Третий уровень – лечебные учреждения центрального подчинения, куда ранее входили Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко, Медицинский лечебный и научный центр имени П.В. Мандрыки, Третий центральный военно-клинический госпиталь, медицинская академия, медицинский центр Министерства обороны РФ.
При этом особо отмечается, к большому сожалению, тот факт, что организационные решения, которые ранее были приняты по изменению организационно-правовых форм военно-медицинских учреждений, желаемого результата не дали.
– Поэтому министр обороны поддержал нашу инициативу о восстановлении трех военно-медицинских учреждений центрального подчинения в статусе бюджетных, – подчеркнул Александр Фисун. – И сегодня завершается работа по преобразованию в бюджетные учреждения 3-го Центрального военного клинического госпиталя имени А.А. Вишневского, Военно-медицинской академии, 9-го лечебно-диагностического центра Министерства обороны Российской Федерации.
Что от этого ждут в руководстве Главного военно-медицинского управления? Прежде всего, улучшения качества медобслуживания и количества пролеченных больных. В те годы, когда организационно-правовая форма была, что называется, казенной, произошел резкий спад как по количеству больных, так и по получаемой экономической выгоде, по объему заработанных средств. Предварительные расчеты показали, что если управление начнет работать в новой оргштатной структуре и станет бюджетной организацией, то к исходу 2014 года выйдет на показатели примерно 2010 года, а к исходу 2015 года – на показатели 2011-го.
Если бы последние два года медицинские учреждения Главного военно-медицинского управления работали в бюджетной системе, то эти цифры могли быть еще лучше. А это, в свою очередь, положительно сказалось бы и на росте заработной платы сотрудников, и на улучшении материальной базы учреждений. В Военно-медицинской академии, например, за последние два года (2012–2013) практически не было стимулирующих выплат. Но уже к исходу 2014 года стимулирующие выплаты работникам академии, как объявлено, достигнут 19 тыс. руб., и заработная плата сотрудников академии превысит среднюю по Санкт-Петербургу.
Такие же примерно расчеты есть по другим лечебным учреждениям. При должной организации финансирования, адекватном составлении государственных заданий и их реализации в Главном военно-медицинском управлении рассчитывают ситуацию до конца 2014 года поправить. Сейчас идет анализ деятельности медучреждений, которые могут стать бюджетными также в военных округах.
Удалось изменить также саму идеологию и вернуть в военную медицину специальности и специалистов, которые были сокращены, в частности военных психиатров, неврологов, терапевтов, ряд других. А если удастся перераспределить штаты, изменить оргштатную структуру, то будут дополнительно введены и офицерские должности врачей, должности сестер, отделения скорой медпомощи.
Сейчас под надзором военно-медицинской службы находится почти 7 млн человек. 14% из них – военнослужащие, 75% – члены их семей и ветераны Вооруженных сил, 11% – гражданский персонал. Но реальность такова, что не все лица, которые имеют право на медицинское обеспечение, прикреплены к военно-медицинским учреждениям. Чтобы они не оказались без помощи, в 2013 году было заключено 299 договоров с организациями муниципальной системы здравоохранения, а Министерство обороны РФ профинансировало эти договора в полном объеме. Сейчас у Главного военно-медицинского управления нет долгов за неоказанную медпомощь.
Что касается состояния здоровья военнослужащих, то оно остается примерно таким же, как за последние годы. Хотя в сравнении с 2011–2012 годами произошел небольшой спад числа лиц, имеющих хронические заболевания. В определенной мере на это, конечн, повлияли недавние оргштатные мероприятия, а также принципиальная позиция командования ряда воинских частей и соединений. Так, лица, которые не выполняют нормативы по физической подготовке и не проходят профессиональный психофизиологический отбор, подлежат увольнению из рядов российских Вооруженных сил.
– Мы считаем, что за этой цифрой стоят еще и определенные усилия военно-медицинской службы, – высказал свое мнение Александр Фисун. – Это и диспансеризация, и послегоспитальное лечение, и санаторно-курортное обеспечение.
ПОЧЕМУ ПУСТУЮТ САНАТОРИИ
А вот со здоровьем призывников ситуация несколько иная. Наиболее частыми проблемами военнослужащих по призыву являются заболевания органов дыхания, как, впрочем, и у контрактников. На втором месте – заболевания кожи и подкожной клетчатки (военнослужащие по призыву), костно-мышечной системы (контрактники). Далее, в порядке убывания идут болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой, нервной систем.
В 2013 году отсрочку от призыва по болезни получили 216 тыс. человек (29%). Из них 13% – психические расстройства, которые зачастую проявляются в неполных семьях, где нередки пьянство и наркомания. 18% приходится на болезни костной ткани – результат детренированности детей, не занимавшихся в свое время физкультурой и спортом в школе. 10% – болезни органов пищеварения (хронические гепатиты, связанные с последствиями наркомании, неправильным или недостаточным питанием, жизнью в неполных семьях). В целом же это отражение той ситуации, которая сложилась в обществе.
Несмотря на все проблемы с финансированием, в военно-медицинских учреждениях все больше оказывается высокотехнологичной медицинской помощи. Она сегодня ежегодно оказывается более чем 13,5 тыс. человек на сумму более 1 млрд руб. (хотя за последние годы военная медицина не получила ни одного рубля от Министерства здравоохранения или квоты). 19% из них – военнослужащие по призыву и контракту. Такая помощь оказывается и пенсионерам, которые имеют общегражданские медицинские полисы обязательного медицинского страхования.
Основанная нагрузка по оказанию высокотехнологической помощи больным лежит на Госпитале имени Н.Н. Бурденко (более 50%), Военно-медицинской академии, Центральном госпитале имени А.А. Вишневского, Медицинском центре имени П.В. Мандрыка. Главное военно-медицинское управление готово и дальше наращивать такую работу, тем более что руководство Министерства обороны выделило в этом году более 1 млрд руб. на эти цели. Хотя, повторим, вопрос с финансированием не решался многие годы, и теперь наверстать упущенное не так уж и просто. В 2012 году, например, не было выделено вообще ни копейки.
В 2013 году удалось завершить формирование или выступить с инициативой создания нормативно-правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к медицинскому обеспечению. Это изменения в постановлениях правительства по зубопротезированию, обеспечению военнослужащих и военных пенсионеров лекарственными средствами, а также принятие Положения о военно-врачебной экспертизе, разработка Положения о всероссийской службе медицины катастроф, проекта постановления «Об утверждении правил оплаты расходов, связанных с оказанием медпомощи гражданам, находящимся за границей». В целом же сегодня медпомощь оказывается 42 тыс. военнослужащих и почти 500 тыс. военных пенсионеров.
Модульные конструкции позволяют разворачивать в районах боевых действий мобильные госпитали, оснащенные самым современным оборудованием
В последние 2–3 года много нареканий было на санаторно-курортное обеспечение военнослужащих, членов их семей и ветеранов военной службы. Оно оказалось далеко от желаемого и даже от того, что было буквально еще несколько лет назад. Данная ситуация стала следствием тех самых разрушительных «реформ Сердюкова–Макарова». Но, несмотря на оргштатные мероприятия, Главному военно-медицинскому управлению удалось сохранить ряд санаториев почти в идеальном состоянии. В частности, «Марфинский», «Архангельское», «Волга», «Паратунка» и «Сочи».
Но сегодня Департамент санаторно-курортного обеспечения расформирован. Взамен него в Главном военно-медицинском управлении создано отдельное Управление медико-психологической реабилитации и санаторно-курортного лечения. На него замыкаются находящиеся за границей военные санатории «Ялта», «Светлогорск» и восемь санаторно-курортных комплексов. В военном округе подчиненных санаториев не осталось, хотя это, наверное, неправильно. Ведь всегда санатории выполняли функции еще и госпиталей для легкораненых при развертывании госпитальной базы в военное время, реабилитационных центров, баз медико-психологической реабилитации. Парадокс, но чтобы сегодня командиру флотилии на Камчатке получить места для медико-психологической реабилитации подчиненных в «Паратунке», приходится согласовывать это с Москвой. И это тоже последствия «реформ Сердюкова–Макарова».
– Мы видим положительные моменты, которые в последние годы появились в военной медицине, но знаем и об отрицательных, – замечает Фисун. – Среди положительных можно отметить оптимизацию системы управления.
Сейчас изменился порядок получения путевок. Для этого надо зарегистрироваться на сайте Министерства обороны. Идет реконструкция санаторно-курортных комплексов, внедрение современных форм обслуживания. Но излишняя централизация имеет и свои изъяны. Так, нарушилась система взаимодействия между медицинской службой округа и конкретным санаторием. Нет должного контроля за правильностью направления пациента на санаторно-курортное лечение. Порой в санатории направляются люди, которые имеют прямые противопоказания к нахождению в его климатической зоне.
Сегодня нарушена и работа системы медико-психологической реабилитации военнослужащих, ее практически нет. Планирование и организация санаторного обеспечения происходит при отсутствии понимания истинной потребности и алгоритма применяемых стандартов в отношении таких услуг. Снижено их качество, на что идет огромное количество жалоб. Выросла стоимость путевок. Сократился медицинский персонал.
Все это привело к тому, что если в 2008 году в медицинских учреждениях Министерства обороны лечилось 215 тыс. человек, то в 2012 году – уже 143 тыс., а доля военнослужащих среди них и вовсе сократилась более чем в 10 раз. Специалисты Главного военно-медицинского управления провели сравнительный анализ стоимости путевки и размера денежного довольствия военнослужащего. Результаты получились неутешительные. Если в 2008 году доля затрат на приобретение путевки в кошельке военнослужащего составляла 29%, то сегодня с ростом их стоимости и отменой льгот – 52%. Конечно, это накладно. Если же служивый едет с женой и детьми, то втройне. На этом фоне предложения различных турфирм провести отпуск в Турции, Египте и Таиланде выглядят гораздо привлекательнее. Потому они более востребованы нашими военнослужащими, нежели военные санатории. Если, конечно, они имеют право выезда за границу.
Как же исправить сложившуюся ситуацию?
Министр обороны поддержал инициативу Главного военно-медицинского управления по замораживанию стоимости путевок до 2016 года. Кроме того, из их цены будут исключены те услуги, которые оплачены МО РФ. В результате доля затрат на путевку в 2016 году останется такой же, какой была в 2008 году. Кроме того, с 2013 года сокращена стоимость детских путевок. Министр обороны поддержал инициативу руководства Главного военно-медицинского управления, чтобы суворовцы, нахимовцы, кадеты, не имеющие родителей, могли отдыхать в детских оздоровительных лагерях и домах отдыха бесплатно. Это распространяется и на курсантов военных высших учебных заведений.
Будут созданы центры санаторно-курортного обеспечения в округах, восстановлена система терминалов, где можно сдать документы на получение путевки. Общение напрямую с таким центром, по мнению начальника Главного военно-медицинского управления, будет продуктивнее, чем с поликлиникой. Но он же признал, что «терминалов, куда можно обратиться и достать путевку, сегодня пока крайне недостаточно». И тут есть над чем работать.
Сейчас заканчивается разработка новой Концепции развития медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих и ветеранов военной службы. Она должна быть утверждена министром обороны и предусматривает вопросы медицинского обеспечения участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также участников боевых действий в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны РФ.
– В ближайшее время мы должны прикрепить к нам более 300 тыс. фронтовиков, которым будем оказывать медпомощь в рамках реализации госгарантий, а в ряде случаев и высокотехнологичную медицинскую помощь, – пояснил Александр Фисун.
ПЕРСПЕКТИВЫ
С 2014 года на управлении медико-психологической реабилитации должен замыкаться ряд военных санаториев, которые станут бюджетными. На округ – Центр медико-психологической реабилитации, который приобретает статус самостоятельного казенного учреждения, а санатории окружного подчинения войдут в него как филиалы. Все дома отдыха будут замкнуты только на округ.
В 2012 году по решению Сердюкова была остановлена работа 25 детских оздоровительных лагерей. Сегодня этот вид деятельности отчасти реализуется на базе Центрального военного детского санатория, а также санаторно-курортных комплексов «Подмосковье», «Анапский», «Приволжский» и «Дальневосточный». В перспективе система будет изменена, а отдых детей организован на базе семи детских оздоровительных лагерей, которые будут подчинены медицинской службе округов. Часть из намеченных к закрытию оздоровительных лагерей сохранят, функции других передадут существующим домам отдыха. Изменится также их материально-техническая база, появятся дополнительные должности воспитателей.
Большая работа ведется по строительству и реконструкции объектов в 13 военных санаториях российского Министерства обороны: «Океанский», «Золотой берег», «Аврора», «Сочинский» и других. Но особенно активно многие ветераны интересуются судьбой ранее престижного санатория имени Я. Фабрициуса, который 10 мая 2013 года посетил министр обороны. Принята концепция его восстановления. После зимних Олимпийских игр там начнутся восстановительные работы. Планируется, что в 2015 году санаторий откроется уже как самостоятельное бюджетное учреждение.
Последние события в стране показали: военная медицина нужна и справляется с поставленными задачами. Например, в ходе паводка на Дальнем Востоке медицинские отряды специального назначения (МОСН) развернулись там даже раньше, чем некоторые инженерные структуры Министерства обороны и других ведомств. Только за период паводка были привиты более 23 тыс. человек, оказана медицинская помощь почти 2500 обратившихся. Военные врачи усилили также Всероссийский центр медицины катастроф, где проявили себя с самой лучшей стороны.
Разрабатываются новые средства эвакуации раненых. После посещения выставки «Комплексная безопасность-2013» министр обороны поставил задачу разработать универсальное транспортное средство, которое могло бы действовать на суше, в воздухе и на море. Казанский вертолетный завод подготовил проект такого средства. Оно будет оснащено специальными мониторными системами и другими средствами оказания неотложной помощи. В апреле 2015 года планируется провести его испытания. Создаются также новые автоматизированные средства розыска и эвакуации раненых, а также остановки кровотечения.
Конечно, без подготовленных кадров эти масштабные задачи не решить. Многие годы не было набора в Военно-медицинскую академию, расположенную в Санкт-Петербурге. А в прошлом году в нее принято более 600 человек. 41 из них – на последипломные формы обучения. С начала 2013 года из запаса на службу возвращено более 80 офицеров-медиков. Еще несколько десятков личных дел находятся в стадии рассмотрения. Только до конца 2013 года 100 офицеров медицинской службы запаса вновь встали в строй. Из них более 20 – ранее уволенных по оргштатным мероприятиям фельдшеров. Вернутся также офицеры-провизоры, офицеры-стоматологи, на обучение которых государство потратило много средств.
Определены приоритеты и в строительстве, реконструкции военно-медицинских учреждений. Пока в тяжелом положении находятся госпитали во Владикавказе, Рязани, Твери, Перми, Оренбурге, Пензе. Планируется, что к 2018 году они полностью будут реконструированы. В той же Военно-медицинской академии находится на реконструкции 12 объектов. По каждому из них ежемесячно поступает доклад министру обороны. Средства для этого выделяются. Если в 2011 году не было выделено ни копейки, то в 2012 году – 15 млн руб., а в 2013 году – уже 163 млн. Не меньше средств, как представляется, будет выделено и по итогам 2014 года.
До 2017 года будут закуплены специальные пневмокаркасные сооружения для медицинских рот, четырех медицинских авиационных отрядов, семи медицинских отрядов специального назначения. К июлю 2014 года появится по одному пневмокаркасу для медицинской роты, отдельного авиационного медицинского отряда – для предварительной оценки их эффективности.
В октябре 2013 года министром обороны принято решение о возвращении исторических названий ряду военно-медицинских учреждений. Нельзя перечеркнуть то, что было сделано предшественниками за многие годы. Возвращаются или уже возвращены исторические имена Кронштадтскому военному госпиталю, 25 Центральному военному клиническому госпиталю Ракетных войск, 7 Центральному клиническому госпиталю в Сокольниках, 32 военно-морскому госпиталю, 1029 госпиталю ВДВ (Тула), ряду других. Таким образом, будут восстановлены историческая справедливость и память о целых поколениях военных медиков, которые вложили в их создание и многолетнюю работу, и свой талант, и огонь души.
Автор Виктор Никонов
Читайте нас: