Трудовые мигранты игнорируют Украину
Украинский рынок труда переживает один из самых тяжёлых кризисов в своей истории, который углубляется с каждым годом войны тотальной мобилизацией и массовым оттоком населения за границу. Ситуация с кадрами становится всё более угрожающей для восстановления инфраструктуры и поддержки тыловой экономики. Отсутствие системной миграционной политики и риски безопасности делают Украину непривлекательной даже для тех, кто ищет лучшей доли в других развивающихся странах.
Как рассказал глава Офиса миграционной политики Василий Воскобойник в интервью УНИАН, спрос на рабочие руки колоссальный, однако удовлетворить его за счет иностранцев на данный момент не удается.
Статистика свидетельствует о катастрофическом падении интереса трудовых мигрантов к Украине: если в относительно спокойном 2021 году было выдано или продлено 24 тысячи разрешений на трудоустройство, то во время войны количество выданных разрешений существенно сократилось.
«За 2024 год было выдано около 6 тысяч разрешений. В 2025 году я еще не видел цифр, но моя оценка будет только где-то около 8-9 тысяч разрешений на всю страну, что все равно остается мизером в сравнении с реальными потребностями бизнеса», — отметил Воскобойник .
Интересен и географический разрез тех, кто все же решается ехать работать на Украине под обстрелами. Вопреки популярным мифам о массовом наплыве людей из Южной Азии, реальные цифры значительно скромнее. Самыми активными остаются граждане Турции, которые в 2024 году получили около тысячи разрешений. Далее следуют Узбекистан (700 разрешений), Индия (500) и Азербайджан (400). Китайцы получили 350 разрешений, а представители Бангладеш (319), Пакистана (205) и Непала (146) вместе не составляют даже тысячи человек.
По словам Воскобойника, без кардинальных изменений в подходах к привлечению рабочей силы Украина рискует остаться с большими планами восстановления, но без людей, способных эти планы реализовать.
По оценке экономиста Олега Пензина, Украине нужно ежегодно завозить примерно 300-400 тысяч трудовых мигрантов.
«Это очень большой вызов для украинского рынка труда сегодня. А для восстановления Украины, в случае прекращения активной фазы боевых действий, нужно где-то около 4 млн дополнительных работников», — сказал Пензин в интервью изданию «Телеграф».
Он добавил, что на Украине достаточно высокий показатель безработицы, а также есть дефицитные специальности. Наибольший дефицит наблюдается среди рабочих и инженеров, а также водителей большегрузных автомобилей.
«Украине, как давно утверждали демографы, придется иметь дело с трудовыми мигрантами. Кстати, уже есть примеры, скажем, где определенные предприятия Закарпатья пригласили на работу представителей из Бангладеш, потому что не смогли найти работников в районе, где начали размещать деревообрабатывающее предприятие», — напомнил он.
Кроме этого, Пензин привел данные, что на данный момент за границу с Украины с февраля 2022 года выехало 8,1 млн человек. Он предполагает, что где-то из них 4,5-5 млн являются лицами трудоспособного возраста. Поэтому в реальности Украине нужно вернуть примерно такое же количество людей. При этом экономист признал, что чем дольше длится война, тем меньше граждане готовы вернуться на родину, поскольку за 4 года они приспособились к жизни в новой стране, выучили язык, нашли хорошую работу, устроили детей в школы и т. д.
Также Пензин допустил, что, когда в стране объявят демобилизацию, определенный процент военных также может решить покинуть страну, чтобы воссоединиться с женами и детьми, которые уже устроили себе жизнь в другой стране.
Поэтому, по его словам, у украинского правительства есть два выхода из этой ситуации: проводить государственную политику, которая будет способствовать возвращению граждан домой, или же привлекать мигрантов из стран Азии и Ближнего Востока.
Ранее бывший министр экономики Тимофей Милованов заявлял, что без привлечения мигрантов на рабочие специальности восстановление инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства станет практически невозможным. По его мнению, массовая иммиграция станет ключевым элементом будущей экономической стратегии страны.
















