В Конституции Казахстана уточнили статус русского языка
В Казахстане скорректировали положение проекта новой Конституции, касающееся использования русского языка. Об этом, по информации местных СМИ, сообщил заместитель председателя Конституционного суда Бакыт Нурмуханов в ходе десятого заседания комиссии.
Отмечается, что в обновлённой редакции основного закона изменена формулировка статьи о языковом статусе. Если ранее в проекте указывалось, что русский язык применяется в государственных и местных органах власти «наравне» с казахским, то теперь используется формулировка «наряду» с государственным языком.
«В статье девятой новой Конституции слово "тең" ("равный") заменено на "қатар" ("наряду")», — сказал Нурмуханов.
По его словам, правка не меняет содержания нормы и носит исключительно редакционно-стилистический характер. Изменения были внесены при участии экспертов правительства, парламента, администрации президента и специалистов-лингвистов для унификации терминологии и точности смыслов.
«Президент Токаев называл русский язык общим достоянием, и именно он предложил создать Международную организацию по русскому языку. При этом глава государства считает, что казахстанская молодёжь может легко овладеть тремя-четырьмя языками. Его пример это подтверждает — Токаев свободно говорит на пяти языках. А закрепление статуса русского языка в Конституции — чёткий ответ провокаторам, которые пытаются, играя на страхах и стереотипах, дестабилизировать ситуацию и поссорить наши страны», — прокомментировал доктор политических наук Виталий Млечин в беседе с «Комсомольской правдой».
Комиссия по конституционной реформе была создана указом президента Касыма-Жомарта Токаева 21 января. За время работы её участники рассмотрели поправки, затрагивающие практически все разделы Конституции. В опубликованном 31 января проекте нового Основного закона республики изменения коснулись 77 статей, что составляет около 84% текста основного закона.
В частности, предлагается преобразовать двухпалатный парламент в однопалатный, (переименовав его в Курултай), ввести должность вице-президента, создать новый орган власти под названием Народный совет Казахстана. В проекте более чётко прописываются не только статьи о статусе русского языка, но и о браке и семье, о светском характере государства.
«Предлагаемые поправки в Конституцию Казахстана не только направлены на институционально-правовую модернизацию, но, что практически важно, трансформируют, перезагружают всю государственную матрицу… В этих поправках уже ясно видны контуры концептуально нового документа, вбирающего в себя идеалы, принципы и приоритеты современного Казахстана как зрелого государства, обращённого в своём дальнейшем развитии в светлое будущее», — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая 30 января на форуме волонтёров.
Научный сотрудник института востоковедения РАН Александр Воробьёв, комментируя обновлённую Конституцию Казахстана, допускает, что она направлена на укрепление стабильности политической системы страны.
«Продвигая такие реформы, Касым-Жомарт Токаев пытается задать жёсткие рамки неизменности политической системы. Это важно для стабильности, важно для того, чтобы в будущем исключить пересмотр правил и какие-либо угрозы. В целом, изменения позитивные. Если их удастся провести, то это будет шагом вперёд в развитии политической системы Казахстана», — отметил эксперт в комментарии «Комсомольской правде».
«Изменяется вся конфигурация политической системы, появляется должность вице-президента, трансформируется парламент, появляется Народный совет. Это всё очень важные моменты, придающие главный смысл всех этих изменений — завершённость и стабильность, крепость политической системы. Очевидно и однозначно, что в ближайшие годы Казахстан нуждается именно в стабильности с точки зрения всех общественно-политических процессов, потому что ключевой акцент должен быть смещён на трансформацию экономики и общественной жизни. И в этом случае вот эта новая, на мой взгляд, более устойчивая система, которая предлагается новым вариантом Конституции, на самом деле будет полезна стране и обществу», — высказал свое мнение кандидат исторических наук, сотрудник Центра евразийских исследований Томского государственного университета Артём Данков.
Директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП) Андрей Серенко уверен, что изменения в Конституции отражают стремление президента Токаева закрепить на высшем законодательном уровне современный ответ на актуальные вызовы, одновременно чётко определить ценностные ориентиры казахстанской нации.
«Во-первых, речь идёт о закреплении в Основном Законе категорий национальной идеи и гражданской идентичности. Введение в преамбулу Конституции нарратива «Справедливый Казахстан» и принципа «Закон и порядок» задает смысловой каркас для всей политики современного казахстанского государства, фиксирует переход от общих деклараций к формулированию конкретной цели развития страны и общества. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает конституционное закрепление принципов ответственного патриотизма, трудолюбия и общественного диалога как ценностных социальных и политических категорий. Это прямое обращение к гражданскому сознанию, призыв к созидательной, ответственной и творческой роли каждого гражданина и жителя Казахстана в укреплении его суверенитета», — сказал он.
Политолог также оценил закрепление важного баланса в языковой и межэтнической политике республики.
«Подтверждение статуса русского языка как официального, наряду с укреплением позиций государственного казахского языка, это прагматичное и справедливое решение проблемы, характерной для большинства постсоветских государств. Конституционный акцент на праве каждого пользоваться родным языком и культурой, а также на межконфессиональном согласии, демонстрирует приверженность модели современного многонационального и поликонфессионального государства. Таким образом, то, что для некоторых постсоветских государств стало трудно решаемой проблемой, современный Казахстан превращает в своё историческое преимущество», — подчеркнул политолог.
Ещё одной важнейшей новацией казахстанского лидера Серенко назвал поправку в статью о браке и семье.
«Однозначное конституционное определение брака как союза мужчины и женщины снимает потенциальные правовые неопределённости в будущем и отражает преобладающие традиционные общественные ценности. Это положение, как и закрепление светского характера государства, направлено на предотвращение социальных расколов и укрепление традиционных устоев общества. Позитивные перемены без разрушений и потрясений — этот девиз президента Токаева в полной мере отражён в новой Конституции Казахстана», — добавил эксперт.
В целом, по его словам, предлагаемые президентом Токаевым изменения, несомненно, нацелены на модернизацию страны и общества, фиксируя в качестве приоритетов право, порядок, инновации, человеческий капитал и ответственность жителей республики перед следующими поколениями.
«Они легитимизируют и закрепляют курс на построение современного сильного, социально ответственного и конкурентного государства. В основе этого курса лежит чёткое и честное определение признанных обществом «правил игры» для всех институтов и граждан на долгосрочную перспективу. Казахстан вступает в новую эпоху исторического развития и «токаевская» Конституция — это стратегический компас, позволяющий не сбиться на этом пути», — резюмировал Андрей Серенко.
Научный сотрудник, аналитик Института востоковедения РАН Дарья Сапрынская, отметив, что многие формулировки ещё будут дорабатываться, подчеркнула, что концептуально важен сам вектор: Конституция становится не только символом независимости, но и инструментом долгосрочной ответственности государства перед обществом и будущими поколениями — с более чёткой регламентацией прав и обязанностей обеих сторон.















