27 января в Польше отмечали освобождение концлагеря Освенцим. В этот день в 1945 году советские воины спасли 7 тыс. узников, в т. ч. несколько сотен детей. За годы Второй мировой войны в Освенциме погибли 1-1,5 млн человек. Большинство жертв – евреи. Там же от рук фашистских душегубов погибли более 70 тыс. поляков.
Президент Польши Кароль Навроцкий признал факт освобождения заключённых советскими войсками. Но при этом изрыгнул порцию лжи, обвинив СССР в развязывании Второй мировой и начале холокоста. «Это глумление над памятью жертв холокоста», – отреагировала на выпад польского президента официальный представитель МИД России Мария Захарова.
К теме холокоста Навроцкий обратился неспроста. Холокост – болезненный для поляков вопрос. Изображая из себя невинную жертву гитлеровской Германии и СССР, Польша предпочитает не вспоминать о позорном вкладе поляков в уничтожение польских граждан еврейской национальности в угоду нацистскому режиму. Это в официальной польской историографии польский народ во Вторую мировую состоял сплошь из антифашистов, действительность же была другой.
В довоенной Польше проживало больше евреев, чем в любом другом государстве Европы. Из 6 млн погибших за годы оккупации граждан Польши половину составили польские евреи. И виноваты в этом не только немцы, но и сами поляки, которые активно участвовали в истреблении евреев.

«Сортировка» доставленных в Освенцим евреев
О враждебном отношении поляков к евреям в довоенной Польше свидетельствует обещание польского посла в Германии Юзефа Липского, данное в 1938 году, поставить Гитлеру памятник в Варшаве, если тот поможет выселить польских евреев в Африку. В 1939 и 1941 гг. в уже оккупированной Польше прошли массовые антиеврейские погромы в Щучине и Едвабне, и как кому-нибудь ни покажется удивительным, эти гнусности продолжались и после войны – в 1945 г. в Кракове, в 1946 г. – в Кельце. В Щучине было два погрома, и оба при одобрении местного католического духовенства. В Щучине и Едвабне убийства совершались с особой жестокостью – жертв обезглавливали, сжигали живьём и забивали насмерть.
Варшава отказывалась признать ответственность поляков за погром в Едвабне до 2001 года, пока в США не была опубликована книга Яна Томаша Гросса «Соседи. История уничтожения еврейского городка» с указанием конкретных исполнителей. После этого Варшаве пришлось признать очевидное.
В 2016 году вице-премьер Польши Пётр Глинский попытался свалить вину за погром в Кельце на советскую власть: «Не Польша, а чужая, навязанная нам власть ответственна за эту трагедию. Провокация в Кельце нужна была коммунистам для компрометации Польши в глазах Запада».
Почему СССР вдруг решил скомпрометировать таким образом именно Польшу? Почему после 1945 года не было еврейских погромов в Болгарии, Югославии, Румынии, Чехословакии, Австрии, хотя там тоже стояли советские войска? Глинский молчит.
В августе 1944 г. в Секежинском лесу Армия Крайова (АК) убила 60 евреев, сбежавших из лагеря в Скаржиске Каменной. В апреле 1946 г. отряд АК под командованием Юзефа Кураша умертвил семерых еврейских детей, выкраденных из санатория у деревни Ваксмунд Малопольского воеводства. В современной Польше Кураша считают героем, ему посвящают фильмы, книги и патриотические выставки.
В 2009 г. тогдашний президент Лех Качиньский наградил Большим крестом Ордена возрождения Польши «за выдающиеся заслуги в борьбе за независимость Польши» Леона Тарашкевича, организовавшего в феврале 1946 г. облаву на евреев в г. Парчеве Люблинского воеводства.
Гордостью польского патриотизма является ротмистр АК Витольд Пилецкий. Согласно официальной легенде, он добровольно попал в Освенцим, чтобы организовать там антифашистское подполье. Легенду испортила журналистка Еврейского телеграфного агентства Катажина Маркуш (Katarzyna Markusz), заявившая в 2021 г. о сотрудничестве с нацистами членов группы Пилецкого. По её словам, Пилецкий отказывался помогать узникам-евреям и поддерживал отношения с врачом-коллаборационистом Владиславом Дерингом. Последний кастрировал 80 заключённых, некоторые из них скончались.
В 1991 г. британское издание Observer назвало Деринга гитлеровским военным преступником. Зная от Пилецкого о сотнях тысяч евреев, помещаемых в лагерь, АК не предприняла ни одной крупной акции, чтобы спасти этих людей. Идеология АК видела в Советском Союзе еврейско-коммунистический заговор против польского государства и не считала нужным спасать евреев от смерти.
Нынешний президент Навроцкий несет откровенный бред. Если СССР и евреи были заодно, как утверждает польская пропаганда, зачем советским солдатам провоцировать холокост? И если они его спровоцировали, зачем спасали евреев из Освенцима и других концлагерей, когда цель холокоста состояла в истреблении, а не спасении еврейского народа?
Гнусным пятном на совести Польши лежат преступления т. н. «синей полиции» (по цвету мундиров) – коллаборационистского формирования, занимавшегося облавами на евреев по указанию гитлеровского командования. Польский историк Ян Грабский в работе «На посту. Участие польской «синей» и уголовной полиции в истреблении евреев» (Jan Grabowski Na posterunku. Udział polskiej policji granatowej i kryminalnej w zagładzie Źydów) указывает, что «синяя полиция» была обязательным элементом немецкой политики в еврейском вопросе, а польские полицейские часто убивали евреев по собственной инициативе.
Грабский констатирует: поляки гордятся, что, в отличие от других стран Европы, оккупированных Гитлером, в Польше не было национальных формирований СС, но забывают, что «синяя полиция» справлялась с обязанностями эсэсовцев не хуже.
Притворяясь жертвой Второй мировой войны, Польша не может себе позволить признать ответственность за массовую гибель польских евреев в 1939-1945 гг. Если она это сделает, её невинный образ покроется трупными пятнами совершённых убийств. Потому и старается пан Навроцкий обвинить в холокосте Советский Союз, громоздя ложь о непричастности Польши к холокосту на ложь о причастности к нему Красной армии.













