Как русские войска устояли против химической атаки при Болимове
В годы Первой мировой войны враждующие стороны впервые столкнулись с активным применением отравляющих газов, оказывавших страшное воздействие на солдат и офицеров противника. «Первопроходцами» в этой области были немцы, намеревавшиеся с помощью подобных средств переломить ход войны и вырвать победу у Антанты. В бою при городе Болимове русская армия впервые познакомилась с так называемыми «химическими снарядами Таппена», содержавшими смертоносную смесь, однако из-за погодных условий газ не смог распылиться и нанести серьёзный вред. Таким образом, применение нового оружия не оказало большого эффекта, и атака германцев на русские позиции была отбита.
Бои за Болимов (Польша) развернулись в январе 1915 года, когда 9-я германская армия Августа фон Макензена нанесла удар по русским войскам, оборонявшим Варшавский выступ. Германцы на этом направлении не планировали крупных операций, и их атака должна была отвлечь наше командование от готовящегося главного удара. Русскими силами на болимовском направлении командовал генерал Василий Иосифович Гурко, который уже имел дело с Макензеном и даже успешно его бил. Его 6-й армейский корпус стал первым войсковым соединением, которому довелось столкнуться с химическим оружием.
Макензен имел при себе новое «чудо-оружие», которое должно было удушить русские дивизии. Это была новинка, разработанная в берлинских лабораториях профессором Гансом фон Таппеном. О моральности применения подобных веществ немецкий генерал совершенно не задумывался, ему важно было привести противника в состояние ужаса и уничтожить его без потерь с германской стороны. Всего, по плану Макензена, в сторону русских окопов германская артиллерия должна была отправить 18 тысяч снарядов. Такого количества, в случае даже ограниченного успеха, было вполне достаточно для массовой гибели наших солдат и офицеров.
Ранним утром 31 января 1915 года германцы начали обстрел дивизий Гурко. Некоторые из высших берлинских офицеров даже поднялись на возвышенность, чтобы наблюдать за мучениями противника. К их удивлению, снаряды Таппена не произвели никакого опустошения в русских окопах. Более того, неожиданно русские цепи поднялись в полный рост и бросились на германские позиции. Их удалось остановить только с большим трудом, да и то подтянув дополнительные резервы.
Оставив надежды на химическое оружие, Макензен направил в бой пехоту, однако она была успешно отражена русским ружейным и пулемётным огнём. В последующие дни удача также не сопутствовала германскому командованию и бои под Болимовым приняли позиционный характер.
Неудачное применение снарядов Таппена на морозе показало германцам, что это оружие нуждается в усовершенствовании. Позже ими был создан смертоносный иприт, впервые применённый в апреле того же года. Он не имел недостатков своего предшественника и отличался ещё большей смертоносностью. Впрочем, варварские методы ведения войны всё равно не позволили Германии одержать победу. Её конечный разгром и истощение во многом были связаны с действиями русских войск, которые в одиночку держали огромный фронт, растянувшийся от северных широт до османских берегов.
Заглавное фото. Русские солдаты в противогазах времён Первой мировой войны











