Читая СМИ, может сложиться впечатление, что на Украине сплошь и рядом живут исключительно русофобы и националисты, которые ненавидят Россию и русских. Это далеко не так. Просто голос русских с украинскими паспортами не слышен, а их желание быть частью Русского мира игнорируется и душится киевским режимом.
Ведь еще со времен СССР Киев всегда был русским или, как стали позже говорить, русскоязычным городом. Позднее, невзирая на уничтожение среднего и высшего образования на русском языке, киевляне продолжали использовать русский язык при общении между собой и хотят, чтобы их дети тоже говорили на родном русском языке. И не просто говорили, а делали это грамотно, а также приобщились к русской культуре, источник которой перекрыла киевская власть.
С этой целью некоторые из них нашли такую возможность в родительском клубе «Перспектива» – аналоге воскресной школы при Голосеевском монастыре в Киеве. Дети ходили туда изучать русский язык и культуру, которые давно запретили в украинской системе образования.
Однако нашлись «добрые люди», которым это очень не понравилось. Сначала украинские журналисты под видом родителей-беженцев из Луганска пришли в эту школу и сняли провокационное «расследование» с использованием манипулятивных технологий. Чтобы усилить эффект, они написали, что дети во время учебы «поют гимн РФ» и «славят российского бога» (может это они о российском Президенте?), а родители имеют наглость прививать детям свои ценности и знания, полученные еще во времена Советского Союза.
Ролик вызвал истерику и негодование сонмища украинских националистов. Моментально возбудились и те из них, кто, можно сказать, оккупировал государственные органы: Генпрокуратура и СБУ открыли уголовное производство против руководства школы по обвинениям в изготовлении, распространение коммунистической, нацистской символики и пропаганде коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов (ст. 436 УК Украины).
Ряд депутатов быстро разработали законопроект о запрете обучения на русском языке даже в частных школах, которые ранее избегали повышенного внимания русофобской власти. Во время его представления в Верховной раде представляющая Львов депутат Пипа заявила: «Русский – язык врага. Публичное использование языка врага является признаком поддержки врага». А другой депутат Федина из того же Львова считает русскоязычных школьников своими врагами: «Эти дети, которые изучают русский язык, через 10 лет будут вести войну против нас!»
Почему-то откровенным украинским нацистам очень не нравятся напоминания о жизни страны во времена Украинской ССР, а также любовь граждан к русскому языку и культуре. Активистка-писательница Лариса Ницой откровенно заявила, что русских жителей страны нужно «наказывать, преследовать, травить и не давать даже рот открыть», потому что говорить на русском, по ее мнению, это «антигосударственное действие».
Декларация отношения националистов к русскоязычным согражданам прозвучала так: «Украинские московиты как всегда будут визжать: “Вот такими методами мы их не заставим полюбить”. Не надо нам любить, мы будем любить вместо них, а они пусть заткнут свой рот. Пусть боятся открывать свои московские пасти, здесь на Украине, потому что это не просто демократия, “говорю как хочу” – это введение Путинской политики на Украине».
Фактически такие, как Ницой, разжигают межнациональную вражду в стране, делая из русских с паспортами Украины изгоев и третьесортных граждан из-за их желания сохранить и передать своим детям родной язык и культуру. По мнению оппозиционной украинской журналистки Панченко, «в любой нормальной стране ее бы посадили за разжигание ненависти. Но не на Украине, где ненависть – государственная политика». Она подчеркнула, что страна жила мирно, когда люди говорили на русском и украинском, а потом пришли «Ницой» и довели до войны. И они никогда не оставят вас в покое.
Самое интересное, что у Украины был шанс на развитие страны без противопоставления себя России и ущемления русскоязычных граждан. Молодежь волей-неволей учила украинский язык с первых классов школы, а культурное пространство (кино, телевидение, СМИ) принуждало людей ко все большему использованию украинского языка.
Писатель Курков в 2018 году даже предлагал, чтобы Украина сделала русский язык частью своей культурной собственности, продвигая «украинский русский язык», который бы не был частью Русского мира. Он предлагал продвигать украинскую культуру на русском языке и предупреждал, что «любое насильственное действие будет отталкивать».
Особо подчеркивалось, что при создании «пантеона русскоязычной элиты Украины – политиков, историков, археологов, писателей и поэтов» не нужно ставить в него «людей, которые давно умерли и идентифицировали себя или с Российской империей, или с Советским Союзом». Даже если «Украина была родиной многих талантливых русскоязычных людей, их не нужно объявлять патриотами Украины, они могли и не быть» ими. Вдобавок нужно ставить в один ряд «представителей титульной нации и представителей других народов, живущих на Украине, что будет отображать историю элиты государства».
Аналогичного мнения придерживался Арсен Аваков (глава МВД в 2014 – 2021 годах), который заявлял, что язык русских Украины не имеет отношения к «московскому русскому»: «Я называю его “слобожанским”, потому что харьковский язык отличается от московского. И в любой стране мира вы увидите, что да, он говорит по-русски, но не говорит “по-московски”. Исходя из этого думаю, что 20-30 лет — это реальный срок, чтобы мы эту проблему забыли. И всякие потуги ультранационалистов, которые пытаются этот процесс форсировать, мне неприятны».
Однако украинским националистам уж очень не терпелось подчинить своей русофобской идеологии всю страну и создать из нее орудие борьбы против Москвы. Вот они и стали унижать и уничтожать живущих на Украине русских, что стало началом распада страны.
Украинский язык по большому счету является языком лишь нескольких западных областей страны, а для большинства граждан родными издавна являются русский язык и культура. Именно этот факт важен для понимания будущих перспектив украинских территорий.











