Париж продолжает бороться за сохранение осколков своей ускользающей колониальной империи, при том что в международных структурах имперские амбиции Парижа, похоже, не только не замечают, но и поддерживают. В частности, правительство Макрона отказалось от первоначальных планов провести 15 марта референдум по вопросу принятия нового политического статуса Новой Каледонии. Хозяин Елисейского дворца пригласил ведущих политиков острова в Париж на встречу 16 января, чтобы обсудить дальнейшие действия в отношении нового политического статуса, призванного заменить Нумейское соглашение 1998 года. Напомним, подписанное 12 июля 2025 г. «Буживальское соглашение» остаётся предметом оживлённых дискуссий, чем не преминули воспользоваться ушлые парижские политиканы. Ранее Le Monde рассказала о планах правительства Себастьяна Лекорню отказаться от проведения референдума, запланированного на 15 марта 2026 года.
В ооновском перечне зависимых и несамоуправляемых территорий зарубежные территории Франции издавна «ранжированы»: к примеру, туда включены Новая Каледония и Полинезия, но отсутствуют французские острова в Тихом океане Уоллис и Футуна. Вне перечня и все другие многочисленные колониальные осколки французской империи, включая даже южноамериканскую Французскую Гвиану, территория которой адекватна территории Португалии.
В то же самое время в рамках ООН не оказывается никакой поддержки антиколониальным движениям в Полинезии и в Новой Каледонии. Их представители зачастую не допускаются на обсуждения ситуации в этих территориях в профильном Комитете ООН по зависимым и несамоуправляемым территориям...

Наиболее влиятельное движение за независимость Новой Каледонии – Национальный социалистический фронт освобождения канаков (FLNKS) – официально отклонил «Буживальское соглашение» местных властей с Парижем (12 июля 2025 г.) о частичной независимости этой заморской территории в рамках «автономного государства». FLNKS направил соответствующее обращение в упомянутый ооновский комитет, едва ли путь к независимости будет «усеян розами», хотя бы в силу национального состава местного населения.
По данным 2024 года, доля коренного населения в численности постоянного населения (канаков) составила почти 43 %; «кальдошей» (потомков французских переселенцев середины-второй половины XIX века) и позже переселившихся французов – 41 %. Представители этой группы граждан, равно как и проживающие там китайцы, филиппинцы, австралийцы по преимуществу выступают против отделения Новой Каледонии от Парижа.

Колониальные осколки Французской империи
«Буживальское соглашение» было достигнуто спустя почти полтора года после беспорядков весной 2024 года, в ходе которых погибли 14 человек, а ущерб превысил миллиарды евро. Власти метрополии ввели комендантский час, экстренно направив до 4 млрд евро финансовой помощи, амнистировали многих осужденных активистов-канаков. Впрочем, умиротворения эти меры не принесли. Шаткие договорённости, которые вновь предлагается сделать предметом дискуссий, предусматривают создание «государства Новая Каледония» с собственными полномочиями в сфере валютной политики, правосудия и полиции, всё остальное – в совместном ведении метрополии и Новой Каледонии. Согласно преамбуле документа, «...трансформацию новокаледонского сообщества в государство, интегрированное в состав французской нации и закрепленное в конституциях Франции и Новой Каледонии, а также учреждение новокаледонского гражданства, неотделимого от французского». Нечто схожее планировалось в отношении Алжира и восточноафриканских Коморских островов в 1961-1962 гг. и в середине 1970-х годов, но алжирцы и коморцы предпочли независимость (хотя её ценой для коморцев стал французский статус острова Майотта, одного из крупнейших на архипелаге).

По словам генсека антиколониальной партии «Каледонский союз» и члена политбюро FLNKS Доминика Фоши, «проект соглашения несовместим с целями и принципами борьбы нашего движения. Ключевым возражением стала его норма, исключавшая проведение нового референдума о независимости, что отстаивали сторонники отделения от Франции». Руководство Трудовой партии Новой Каледонии призвало «мирно, но твёрдо противостоять попыткам навязать этот неоколониальный документ». 15 декабря делегация FLNKS посетила Париж, чтобы встретиться с французскими парламентариями и представить их взгляды на «Буживаль» и деколонизацию. Подтвердив свое неприятие проекта текста, лидеры канаков назвали буживальский процесс «политическим тупиком» и призвали французское государство «вернуться на правильный путь».
В то же время лидеры лоялистов призывают к корректировке избирательных прав в преддверии выборов в три провинциальных собрания Новой Каледонии, которые могут стать отправной точкой нового витка конфликта. Первоначально они были назначены на май 2024 года, трижды переносились, чтобы дать возможность провести диалог. Теперь они вроде бы должны пройти в июне 2026 года, и французские суды постановили, что голосование не должно переноситься снова.

Демонстрации канаков в Новой Каледонии, сентябрь 2025 г.
Многие наблюдатели сходятся во мнении, что местным властям кидаются подачки в виде преобразования колонии в формальное государство, которое имеет формальное право осуществлять внешние сношения, но не имеет право заниматься вопросами безопасности и обороны. Иначе говоря, силовое присутствие Франции никуда не денется, равно как и господство французского крупного капитала, издавна выкачивающего ресурсы из Новой Каледонии. Напомним, на острове разведаны весьма крупные, притом осваиваемые запасы никеля (4-е место в мире), хрома, кобальта, висмута, марганца, меди, серебра, редкозёмов.
Фактически речь идёт о схеме трансформации колониальных практик 1960-1970-х годов, когда Франция формально соглашалась с суверенитетом заморских территорий, сохраняя при этом военное и экономическое господство над бывшими колониями. Сегодня же, следуя меняющимся обстоятельствам и росту национального самосознания коренных народов, даются некие формальные подачки, призванные хотя бы временно успокоить страсти.

Что же касается Евросоюза, здесь предусмотрительно создана в 2000 г. Ассоциация заморских стран и территорий со штаб-квартирой в Брюсселе. Брюссель юридически и политически прикрывает государства, владеющие этими территориями, и сами эти территории от каких-либо ограничений. Они не являются частью ЕС, потому на них не распространяется законодательство Союза, зачастую там действует местная валюта (тихоокеанский франк Новой Каледонии и островов Уоллис-Футуна, гульден и флорин в Нидерландских южно-карибских автономиях). При необходимости заморским территориям европейских стран Брюссель предоставляет дополнительные внешнеэкономические, таможенные льготы, финансирование и т. д.
Впрочем, изощрённые манипуляции и международные страховочные механизмы способны разве что на некоторое время отсрочить окончательный крах исторически отжившего своё французского колониализма.













