ЦМАКП: победа в СВО не прекратит санкционные войны
Сотрудник Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов отметил, что в условиях фундаментальной трансформации мировых рыночных сил в ближайшие десятилетия у России, по его оценке, во второй раз за новейшую историю возникает так называемое преимущество отсталости.
«Мы просто отлично сыграли на преимуществе отсталости в «цифре», когда мы в начале 90-х обнаружили, что отстаем от нормального мирового уровня на десять лет, но сейчас уже почти не отстаем», — сказал Белоусов на закрытом заседании Столыпинского клуба.
По мнению Белоусова, новые центры влияния способны формироваться даже в тех регионах, которые ранее считались отсталыми.
«В Турции, ценой высокой инфляции и прочего, возникла современная промышленность, которой не было лет 25–30 назад. Долго смеялись над Ираном, и вдруг обнаружилось, что иранцы построили себе высокотехнологичные секторы промышленности, в том числе оборонки, чтобы сломать которые (с неясным конечным эффектом), понадобилось вмешательство самого «большого брата», — отметил экономист ЦМАКП.
Белоусов подчеркнул, что Китай перестал быть исключительно всемирной фабрикой по пошиву одежды и превратился в глобальный центр инжиниринга и высокотехнологичного производства. Он также подчеркнул, что у России появляется Индия, которая потенциально может выступить как новым лидером, так и ключевым партнёром Соединённых Штатов, отражая значительные изменения в крупнейших развивающихся экономиках.
Среди вызовов, стоящих перед российской экономикой, Белоусов выделил реиндустриализацию США, истощение ресурсов для получения природной ренты и появление новых мировых центров силы. При этом экономист ЦМАКП подчеркнул, что практически любой из этих вызовов можно рассматривать как потенциальную возможность.
«Ближайшая пятилетка чревата прилетом целой «лебединой стаи» со всеми знаками этого прилета уже сейчас. Это реиндустриализация США, причем Штаты готовы играть на всех платформах, включая сырьевую. Нет у них никаких самоограничений, нет никаких либеральных слез, что у них тут будет нефтяная игла: «О, нефть отличный ресурс, классно. Природная рента перестает быть гарантом макроэкономической и социальной стабилизации. Мы окажемся в ситуации энергетического перехода, который в любом случае будет уменьшать спрос на наши энергоносители. Если к этому добавятся еще и санкции, которые нас выдавливают с рынков, то мы можем получить очень существенное падение сырьевого экспорта, сужение этого рентного ресурса, который мы можем использовать для развития», — заявил экономист.
Белоусов считает, что санкции против России приобретают характер «геоэкономического оружия» и их применение необязательно будет напрямую зависеть от исхода военной операции на Украине.
«Не факт, что победа в СВО остановит санкционные войны, — наверное, на время смягчит, но... Но на месте СВО возникнут какие-нибудь поводы — условно, проблемы с экологически нечистым газом, еще с чем-нибудь. Что-нибудь да будет, потому что выяснилось, что санкции — это крутой, отличный способ конкурировать на мировом рынке», — полагает Белоусов.
В то же время, по мнению экономиста ЦМАКП, санкции выступают стимулом для развития, в частности способствуя созданию замкнутых платежных систем для расчётов. Он также отметил, что Россия может воспользоваться возможностями, которые открываются на фоне появления новых мировых центров силы.
«Перенос центра производства в Африку и так далее означает, что эти страны хотят создать свои центры роста, свои центры компетенций. Это требует технологий, а основные технологические страны, включая и Китай как технологическую страну, готовы поставлять только коробку. Мы одни из немногих, кто и политически, и культурно готов заниматься совместными НИРами (научно-исследовательскими работами), развитием науки. А это означает, что мы сможем при правильной постановке вопроса часть трудоемких производств туда снести», — резюмировал Белоусов.















