Ежегодный путинский “цирк”: пять главных выводов
Достижение мира на условиях России близко, делают вывод авторы статьи для Politico после пресс-конференции Путина. Хотя западные журналисты стараются сохранять язвительный тон в адрес мероприятия, они не могут не отметить: лидер страны пользуется поддержкой россиян, а объединяют их общие ценности.

Эва Хартог (Eva Hartog), Саша Росляков
Редакция Politico просмотрела все пять часов прямой линии, в течение которых российский лидер говорил об Украине, НАТО и “традиционных ценностях”, чтобы избавить от этого вас.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Вопреки всем обещаниям Кремля, ежегодная прямая линия Владимира Путина на самом деле не дает россиянам возможности поделиться всем, что накипело у них на душе. На самом деле всё происходит ровно наоборот: всё мероприятие — лишь возможность для Путина транслировать то, что у него на уме.
Президент США Дональд Трамп добивается мирного соглашения до конца года, держа коллег в Брюсселе и на Украине в состоянии тревожного ожидания, и геополитические ставки в этом году возросли.
Чтобы обеспечить связность изложения, пятничная прямая линия была, по традиции, кропотливо срежиссирована, а вопросы — по данным Кремля, их поступило около трех миллионов — тщательно отобраны.
Тем не менее, похоже, что несколько комментариев всё же проскочили цензуру (смотрите раздел “Бонусы” ниже), и в них чувствуется некоторая искренность.
Вот пять ключевых выводов из телемарафона под занавес года.
С тех пор как Кремль запретил слово “война” с началом спецоперации на Украине в феврале 2022 года, утекло немало воды.
Когда мероприятие началось вскоре после полудня по местному времени, соведущая первым делом спросила сохраняющего непринужденный вид Путина: “Так все-таки война или мир?” Этот вопрос задал тон дальнейшему разговору, и почти пять последующих часов конфликт на Украине неизбежно оставался в центре внимания.
Отвечая на вопросы военных корреспондентов, ветеранов и даже жены погибшего солдата, Путин последовательно давал понять, что спецоперация идет по плану, а любые проблемы — лишь следствие “избыточной бюрократии”.
И если различные опросы показывают, что многие россияне с нетерпением ждут мира в любом виде, то Путин лишь усилил свой призыв сплотиться на поле брани, заявил Politico московский политолог Андрей Колесников*.
Главный посыл таков: победа в виде мира на условиях России близка, и население едино в поддержке спецоперации.
"Стадо баранов": вот как Путин за один год заставил всю Европу пресмыкаться. "В эфире Великий"
Если кому-то показалось, что он угодил в машину времени и перенесся в февраль 2022 года, когда Путин впервые изложил причины ввода войск на Украину, это простительно.
По-видимому, стремясь не ссориться с Трампом, Путин дал понять, что Москва “готова и хочет” завершить этот конфликт. Однако его последующие высказывания свидетельствуют об обратном. В частности, он упомянул “киевский режим”, который пришел к власти в результате “государственного переворота”, и заявил, что Россия борется с “неонацизмом”. Он также намекнул на требования Москвы к Киеву: отказаться от стремления в НАТО и уйти с востока Украины.
Как и всегда, Путин оправдал свою спецоперацию расширением НАТО, назвав его в числе “первопричин”.
Путин похвалил Китай и Белоруссию за тесные связи с Москвой и поспешил обрушить свой гнев на Европу и НАТО.
Он чуть было не извинился за то, что ранее на этой неделе назвал европейских лидеров “подсвинками”, признавшись, что эти слова “выскочили у меня в процессе общения с военной аудиторией”. Но это не помешало ему тут же назвать их “грабителями” за намерение использовать замороженные российские активы для помощи Украине.
Однако главной мишенью Путина стал генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, который на прошлой неделе призвал европейцев готовиться к войне “такого масштаба, что пережили их деды и прадеды”.
“И мне так хочется спросить: слушай, что ты говоришь про войну с Россией? “Готовиться нужно к войне с Россией”. Они хотят готовиться к войне с Россией. Но читать ты умеешь? Почитай новую Стратегию национальной безопасности США. Что там написано?” — съязвил Путин.
Отвечая на вопрос корреспондента "Би-би-си" Стива Розенберга о возможности военной эскалации, Путин пообещал: “Не будет никаких новых специальных военных операций, если вы будете относиться к нам с уважением, будете соблюдать наши интересы, так же как и мы постоянно пытались соблюдать ваши”.
Речь шла не только о внешней политике. Путин также выкроил время, чтобы поговорить о финансовых проблемах россиян на фоне замедления экономики и высокой инфляции, усугубляющейся тем, что Кремль заваливает свой оборонный сектор деньгами.
Приведя статистические данные, он заверил, что причин для беспокойства нет, и похвалил “целенаправленные действия”, предпринятые финансовыми институтами страны для стабилизации экономики.
По его словам, россияне массово записываются добровольцами. “Есть совсем молодые ребята, молодые люди, студенты различных вузов, которые берут академку, чтобы подписать контракт и пойти на фронт”, — сказал он.
Даже при том, что большую часть эфирного времени занял конфликт на Украине, Путин, тем не менее, то и дело перемежал свои ответы отсылками к другой излюбленной теме — “традиционным ценностям”.
Он предупредил другие страны, что Европа может изъять их суверенные фонды в наказание за консервативную политику. “Кому-то может не понравиться, скажем, политика в области ЛГБТ**-сообщества. А в мусульманских странах, в исламских странах, там много очень жёстких законов по защите их, и, по сути, наших общих, традиционных ценностей. У нас нет таких законов, а там есть”, — предположил он.
А когда 23-летний студент воспользовался моментом, чтобы сделать предложение своей девушке в прямом эфире, Путин похвалил молодого человека за то, что он начал встречаться с невестой еще подростком.
“У народов Кавказа есть очень хорошая такая традиция: они женят и выдают замуж своих детей в достаточно раннем возрасте. Это реально правильно. Надо бы брать с них пример”, — сказал он.
Что объединяет всех, кто сражается на фронте за Россию, подытожил Путин, так это “общие ценности”.
Для зрителей едва ли не самой захватывающей частью сцены был большой экран, на котором транслировались сообщения от простых россиян.
Некоторые из них органично вписывались в общий тон мероприятия: “Чем вам помочь, чтобы Россия стала империей?” — гласило одно из сообщений.
Но другие, наоборот, выбивались из общего ряда. “Это не прямая линия, а цирк”, — зажглось на экране на какое-то время. “Владимир Владимирович, уже пятница. Можно бахнуть пивка?” — вопрошал другой.
Неясно, намеренно ли Кремль пропускает подобные сообщения в эфир, чтобы придать видимость правдоподобия, или же некоторым россиянам просто повезло.
Статья написана при участии Кетрин Йохецовой.
*Внесен в реестр иноагентов.
**Запрещенная в России экстремистская организация.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник














