Пашинян просит Россию восстановить железную дорогу у турецкой границы
Премьер-министр Армении Никол Пашинян обратился к российской стороне с просьбой заняться восстановлением участков железной дороги, ведущих в Азербайджан и Турцию.
Как сообщает ряд СМИ, соответствующее заявление глава армянского правительства сделал в беседе с представителями прессы.
Пашинян добавил, что в ближайшее время поднимет вопрос также участка Иджеван – Казах. По его оценке, есть необходимость быстро восстановить и этот участок. Пашинян выразил надежду, что российские коллеги претворят в жизнь эту просьбу.
Он добавил, что участок железной дороги в Мегри не находится в управлении России, чтобы ее сдали Армении.
«Это суверенная территория Армении, и мы не делегировали кому-либо управление этой территорией. Там нет железной дороги, чтобы она еще и кем-то управлялась», — пояснил он.
Премьер-министр напомнил, что после подписания в США декларации 8 августа говорили, что этот документ направлен против России.
«Я говорил, что это открывает новые возможности с точки зрения армяно-российских отношений. Россия и Армения наладили железнодорожное сообщение, чего до подписания документа 8 августа не было за всю историю независимых Армении и России», — отметил он.
При этом глава Пашинян добавил, что проект «Дорога Трампа» (TRIPP) — двусторонний проект, и привлечение третьих сторон может обсуждаться лишь в двустороннем формате.
«Это четко зафиксировано», — подчеркнул Пашинян.
Экс-глава МИД Азербайджана Тофик Зульфугаров считает, что заявление армянского премьера — это часть согласованной политики против TRIPP. Он уверен, что Ереван пытается создать видимость мирных инициатив, чтобы скрыть свой отказ от открытия Зангезурского коридора.
«Происходящее трудно объяснить однозначно. Сложно сказать почему. Если говорить откровенно, все шаги, которые мы наблюдаем в последнее время со стороны Армении, ее коммуникации с российской и иранской сторонами, являющимися явными противниками проекта TRIPP, носят согласованный характер. В данном конкретном случае это также согласованная тема», — отметил он.
По его мнению, в дальнейшем Ереван будет продвигать альтернативные инициативы, настаивая на том, что необходимости в восстановлении этой железной дороги нет.
Зульфугаров считает, что Армения будет добиваться восстановления коммуникаций в рамках проекта «Перекресток мира».
«Очевидно, что Пашиняну не разрешили участвовать в проекте TRIPP. Сейчас он пытается создать ситуацию, при которой Азербайджан будет представлен как сторона, отказывающаяся от так называемых миролюбивых предложений, выдвинутых Арменией. Именно поэтому мы наблюдаем подобную активность. Будем надеяться, что эти действия никого не смогут ввести в заблуждение — ни Азербайджан, ни Вашингтон», — заявил он Зульфугаров.
Политолог уверен, что Россия не откажет Армении в данной просьбе, поскольку, по его словам, «открывая другие коммуникации, они делают не столь необходимым открытие Зангезурского коридора». Резюмируя, он добавил, что позиция Азербайджана остается неизменной и предельно ясной: пока Зангезурский коридор не будет открыт, все остальные коммуникации с Арменией функционировать не будут.
Проект «Дорога Трампа» предусматривает, что Армения предоставит США участок своей территории в аренду на 99 лет для прокладки маршрута из Баку в Нахичевань. Азербайджанские власти ранее называли этот маршрут «Зангезурским коридором», армянские — «Мегринской дорогой». Пашинян рассчитывает использовать проект для реализации своей инициативы «Перекрёсток мира», а президент Азербайджана Ильхам Алиев видит в нём возможность получить прямой доступ к своему эксклаву. Соединённые Штаты заявляют о своей роли посредника и миротворца, обеспечивающего безопасность в регионе и способствующего сотрудничеству между Баку и Ереваном.
В феврале 2008 года армянская железнодорожная инфраструктура была передана сроком на 30 лет в концессионное управление «дочке» РЖД — ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» с правом продления еще на 10 лет.















