14 декабря 2025 г. в Чили состоялся второй тур президентских выборов. Как и предполагалось, на них победил ультраправый Хосе Антонио Каст, который станет новым президентом страны. Он набрал 58,16% голосов, причём большинство голосов за него отдали во всех 16 регионах страны. В то время как нынешний министр труда от Коммунистической партии Жаннетт Хара получила 41,84%. Предположительно, за Каста голосовали те, кто в первом туре проголосовал за третьего кандидата Франко Париси.

Во многом победа Каста стала возможной благодаря провальной политике Габриэля Борича, в том числе из-за роста организованной преступности, которая охватила Чили. На этом Каст частично построил свою избирательную кампанию: он обещал построить новые тюрьмы по примеру Букеле из Сальвадора, а также депортировать сотни тысяч людей без документов, многие из которых венесуэльцы. Кроме того, говорилось о строительстве пограничной инфраструктуры и увеличении военного присутствия на границе Перу и Боливии.
С другой стороны, левые не смогли убедить избирателей проголосовать за изменение конституции на референдуме в 2022 г., что также дает повод для размышлений. Интересно, что на референдуме 1988 г., который положил конец правлению диктатуры Пиночета, "нет" сказала разнородная коалиция сил, начиная от коммунистов и сторонников вооруженной борьбы и заканчивая центристами и христианскими демократами, которые сами были причастны к свержению Сальвадора Альенде. А теперь правые смогли объединиться с большим количеством отчужденного электората, который обычно не ходит на избирательные участки и отвергает политические партии, но теперь стал обеспокоен безопасностью и своим индивидуальным экономическим благополучием.
11 марта 2026 г. начнется новый этап в истории Чили, а поскольку Каст не скрывал своего восхищения Аугусто Пиночетом, то возможны и авторитарные методы, которые будут преподноситься как решение проблем безопасности. Кстати, брат новоизбранного президента Мигель Каст, занимал пост министра и другие высокие должности во времена диктатуры. А сам Хосе Антонио Каст является жестким критиком Кубы и Венесуэлы, предложив закрыть посольства в этих странах. В 2021 г. во время спровоцированных США беспорядков на Кубе он говорил, что «мы с народом Кубы» и «когда-нибудь на острове будет свобода».

Выборы важны не только с точки зрения возможного изменения курса Чили, но и в региональном контексте. Если посмотреть на карту Латинской Америки, то получится видимая политико-идеологическая поляризация. Эквадор, Перу, Боливия, Парагвай, Чили и Аргентина теперь представляют единый блок с правящими правыми (и ориентированными на США) силами, тогда как остальная часть – Уругвай, Бразилия, Гайяна, Венесуэла и Колумбия – это левые правительства, хотя довольно отличающиеся друг от друга. И все они испытывают давление со стороны США. Если Гайяна существует благодаря нефтяным контрактам с американскими компаниями, а Уругвай не играет особой роли в региональной геополитике, то Венесуэла стоит на грани войны с США, Колумбия может стать следующей целью для ударов, а в Бразилии накануне всеобщих выборов в 2026 г. и после ареста группы высокопоставленных политиков и военных, включая бывшего президента Жаира Болсонару, также заметен сильный раскол в обществе и желание внешних сил подкорректировать политические процессы в этой стране.
В правом блоке тихоокеанско-континентальной части Латинской Америки также заметны попытки закручивания гаек и синхронизации собственной политики с Вашингтоном. В Эквадоре Даниэль Нобоа пытался через референдум отрыть страну для размещения военных баз США, в том числе на Галапагосских островах, обладающих хрупкой экосистемой. Однако протащить эту инициативу не удалось. Накануне также стало известно о задержании в Боливии бывшего президента Луиса Арсе, которого новые власти обвинили в коррупции. В Парагвае продолжается долгосрочная правая стабильность – правящая партия «Колорадо» находится у власти более 70 лет (за исключением 2008 – 2013 гг., хотя Фернандо Луго был смещен через импичмент в 2012 г., который назвали парламентским переворотом). В Аргентине после закрепления успеха своей Либертарианской партии и ее союзников на промежуточных выборах в октябре Хавьер Милей, вероятно, попробует баллотироваться на второй срок. Сам он использует слоган, позаимствованный у Дональда Трампа, «Сделаем Аргентину снова великой». В Перу многое будет зависеть от выборов в апреле 2026 г., поскольку президент одновременно является и главой правительства. После отстранения от власти Педро Кастильо и приговору в более чем 11 лет тюремного заключения (в ноябре 2025 г.) наверняка на пост главы республики снова будет баллотироваться Кейко Фухимори из «Народной силы».
Немаловажен и контекст новой стратегии национальной безопасности США. Хотя Дональд Трамп после возвращения в Белый дом заявил о восстановлении влияния в Латинской Америке (снова сделать задним двором США), теперь это уже официально подкреплено и в доктринальных документах. По этой причине будет очевидным, что, несмотря на сворачивание инструментов мягкой силы США, таких как USAID, Вашингтон будет активно работать на этом направлении. А с прецедентом по «борьбе с наркокартелями» старая дипломатия канонерок снова возродит политику большой дубинки дяди Сэма.














