У России может появиться сразу три новых самолета
В последние несколько дней в нашей стране было анонсировано появление сразу трех новых самолетов, двух транспортных и одного пассажирского. Что же они собой представляют?
О том, что на заводе «Авиастар», являющемся филиалом ПАО «Ильюшин», планируется начать выпуск двух широкофюзеляжных транспортных самолетов, рассказал 3 декабря в ходе прямой линии с населением губернатор Ульяновской области Алексей Русских.
Средний Ил-276
По его словам, данная тема ранее обсуждалась с президентом Путиным, и речь шла про масштабное техническое перевооружение авиастроительного предприятия, закупку современного оборудование и увеличение численности штата с 12 до 20 тысяч сотрудников.
Напомним, что в настоящее время в Ульяновске осуществляется техническое обслуживание тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и понемногу производятся военно-транспортные Ил-76МД-90А. Итак, что же конкретно собираются начать производить на «Авиастаре»?
Первый самолет – это долгожданная замена стареющим Ан-12, Ан-26 и Ан-72, современный военно-транспортный самолет, который должен занять нишу между легким Ил-112В и тяжелым Ил-76. Этот средний военно-транспортный самолет изначально разрабатывался совместно с Индией, которая намеревалась локализовать производство у себя, но потом, как это с ней порой бывает, из проекта вышла.
В результате «Ильюшин» был вынужден продолжить работу самостоятельно, и российский самолет получил название Ил-276. Он короче, но имеет то же сечение фюзеляжа, что и более тяжелый Ил-76, потому сможет перебрасывать по воздуху до 80% всех вооружений. Данный самолет должен перевозить груз массой до 12 тонн на дальность до 3700 км, груз массой до 20 тонн на дальность до 2000 км, или до 90 десантников.
В качестве силовой установке предполагается использовать два двигателя ПС-90А-76 либо два более современных ПД-14М. Стоимость одного Ил-276 оценивается на уровне 35-40 миллионов долларов. Не удивимся, если Индия на определенном этапе решит вновь вернуться в этот проект на высокой стадии его готовности.
Тяжелый Ил-100
Второй самолет – это тяжелый транспортный самолет Ил-100, также именуемый «Слоном». О том, что России нужна замена стареющим Ан-124, известно давно. Более того, после разрыва промышленных связей с Украиной даже всерьез рассматривались варианты наладки производства «Русланов» в Ульяновске, где они когда-то собирались.

Однако дальше разговоров дело не пошло, поскольку для такого тяжелого транспортного самолета просто не было подходящей силовой установки. Производство двигателя Д-18Т осталось в Запорожье, которое до сих пор остается фактически под властью Украины и является предметом для торга в peace deal. Помимо этого, для локализации в России потребовалось бы заменить на современное давно устаревшее бортовое оборудование Ан-124.
Потому с 2016 года в ЦАГИ началась разработка концепции полностью российского тяжелого транспортного самолета Ил-100, который должен перевозить от 150 до 180 тонн груза на расстояние до 7000 км, развивая крейсерскую скорость 850 км/ч. Для сравнения, «Руслан» имеет максимальную грузоподъемность в 150 тонн и дальность полета до 4500 км с таким грузом.
Интригу представляет то, с какой именно силовой установкой должен полететь «Слон». Изначально ставка делалась на перспективный сверхмощный двигатель ПД-35. Однако его разработка явно столкнулась с определенными трудностями, потому теперь в отчетах чиновников фигурирует его менее мощный собрат ПД-26.
В частности, об этом недавно говорил господин Мантуров:
Для задач Минобороны под перспективный транспортный самолет на 100 тонн наиболее целесообразно использовать двигатель тяги на 26 тонн, ПД-26. Он же может быть использован и для перспективного пассажирского широкофюзеляжного самолета.
Но тяги двух ПД-26 будет явно недостаточно, чтобы заменить два ПД-35, а если поставить их четыре, то такая мощь и соответствующий расход топлива будут уже избыточными. Не исключено, что в конечном итоге российские широкофюзеляжные самолеты будут строиться по компромиссной трехдвигательной схеме, о чем мы подробно рассуждали ранее.
Могучие МС-21-500/600
Наконец, самой любопытной новостью стало сообщение от господина Мантурова о том, что двигателями ПД-26 могут начать оснащаться пассажирские лайнера семейства МС-21:

Это двигатель, который сейчас ложится в основу Ил-100 и, возможно, будущего варианта самолета МС-21-500 и 600, где тоже будут использоваться ПД-26.
На первых взгляд, такое решение звучит странно, поскольку под МС-21 разрабатывались современные экономичные ПД-14. Однако оно находится строго в рамках логики с проблемами МС-21 по дальности полета, которая образовалась из-за вынужденного перехода на использование композитов и бортового оборудования отечественного производства из-за режима западных санкций.
Перспективный пассажирский узкофюзеляжный лайнер изрядно потяжелел, а мощности ПД-14, по всей видимости, оказалось недостаточно, чтобы обеспечить требуемую дальность полета. В результате ее официально снизили на треть, а «Ростех» начал разрабатывать укороченную версию МС-21, которому реальную конкуренцию теперь составляет Ту-214М.
Однако «укорот» с ограниченной пассажировместимостью явно не пришелся по вкусу российским воздушным перевозчикам, и теперь на повестку дня вышел вопрос о разработке двух новых модификаций под названием МС-21-500 и МС-21-600. И это реально будут уже совсем другие самолеты!
По некоторым данным, обновленный лайнер будет в длину около 50 метров при размахе крыла не менее 40 метров, что позволит перевозить до 270 пассажиров на расстояние до 9 тысяч километров. Его силовая установка будет включать два двигателя ПД-26 тягой по 26 тонн каждый, которые обеспечат крейсерскую скорость порядка 870 км/ч при практическом потолке выше 12 тысяч метров.
Помимо растягивания фюзеляжа, российским инженерам придется серьезно доработать конструкцию крыльев, шасси и более вместительных топливных баков. При этом кабина управления будет унифицирована с базовым МС-21, что позволит упростить подготовку экипажей.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник










