«Мистический ужас»: кем на самом деле был Жеводанский зверь

- Нападение Жеводанского зверя/Памятник в честь поединка с Жеводанским зверем
- Legion-Media
- © akg-images / Andia
2 декабря 1765 года во Франции возобновились нападения Жеводанского зверя, которого многие уже считали мёртвым. Монстр терроризировал графство Жеводан более трёх лет. У учёных до сих пор нет единого мнения о том, кто именно скрывался за образом зверя.
Путь монстра
Первое известное упоминание о Жеводанском звере датируется 1 июня 1764 года, когда некий хищник попытался напасть на жительницу города Лангонь, пасшую коров в лесу Меркуар. Животное выскочило из леса, но на него накинулись быки из стада и отогнали прочь. Месяц спустя зверь загрыз возле деревни Юбак первую установленную жертву — 14-летнюю девушку Жанну Буле. В августе монстр убил двоих детей, а в сентябре — ещё пятерых. К концу октября за ним числилось уже 11 убитых.
Власти подняли на борьбу с таинственным животным армию. В Жеводан прибыли 56 драгун под командованием капитана Жака Дюамеля. Они провели серию облав и убили множество волков, но зверя-людоеда так и не нашли.
Описания, оставленные теми, кто видел Жеводанского зверя, не дают возможности с точностью идентифицировать его. Некоторые очевидцы утверждали, что животное напоминало волка. Но, согласно дошедшим до наших дней описаниям, у зверя были признаки, не характерные для волков: гибкий хвост с кисточкой, выпирающие из пасти клыки, полоса тёмной шерсти вдоль хребта. Несколько раз упоминаются также пятна на спине и боках.
Жеводанский зверь часто пытался совершить бросок и вцепиться своей жертве в голову. Позже появились свидетельства, что он вставал на дыбы и бил людей передними лапами.
Объектами нападений монстра регулярно становились женщины и дети. Мужчины, работавшие большими группами и имевшие под рукой оружие или сельхозинвентарь, его не привлекали. Чудовище могло атаковать пастухов, проигнорировав находившихся рядом коз или овец.
Существо успешно избегало ловушек, капканов и не ело отравленные приманки. Поразительный интеллект и живучесть, нехарактерная для обычного животного, породили волну слухов об оборотне. Кроме того, согласно отдельным свидетельствам, рядом со зверем иногда видели какого-то человека.

- Жеводанский зверь поедает трупы жертв
- © Public Domain
«Нужно помнить, что XVIII век — это период, в котором на уровне обыденного сознания причудливо переплетались религиозное и секулярное, суеверия и рационализм. Любые существа, подобные Жеводанскому зверю, будто сошедшему со страниц средневековых бестиариев, вызывали суеверный ужас и отторжение», — рассказал в беседе с RT историк-медиевист кандидат исторических наук Игорь Гайворонский.
12 января 1765 года группа детей во главе с 13-летним Жаком Портфе отбилась от Жеводанского зверя палками и камнями. Вести об этом поступке дошли до короля Людовика XV, который велел выплатить детям денежную премию. Кроме того, монарх отправил в Жеводан известных охотников — отца и сына д’Энневалей. С февраля они начали организовывать в графстве массовые облавы с привлечением военных и местных жителей, но так и не смогли добиться успеха. Ситуация в Жеводане попала в газеты, и о ней заговорила вся Франция.

- Гравюра XVIII века, изображающая спасение Жака Портфе и его друзей от зверя
- © Public Domain
«Существует версия, что французские журналисты искусственно подогревали интерес общественности к жеводанской истории — нужно было отвлечь внимание людей от неблагоприятных итогов Семилетней войны, в которой Франция потеряла владения в Северной Америке и Индии. А история об огромном звере, нападающем на людей и вселяющем ужас в население нескольких деревень, просто не могла не привлечь внимание. Человек любит всякие загадки, тайны, мистику», — отметил в беседе с RT историк, эксперт историко-просветительского интернет-проекта «Мой край. История» Александр Кадира.
Люди со временем стали чаще отбиваться от зверя. Впрочем, иногда ему удавалось совершать сразу несколько убийств. Так, 5 апреля 1765 года он загрыз четверых детей.
Летом власти Франции направили в Жеводан придворного охотника — носителя королевской аркебузы Франсуа-Антуана де Ботерна. Он во главе отряда добровольцев стал систематически прочёсывать леса. 20 сентября 1765 года собаки подняли необычайно крупного волка. Животное упало после двух ранений (причём одного — в глаз), но потом вскочило и бросилось на де Ботерна. После второго залпа зверь погиб. В желудке животного нашли лоскут красной материи. Убитого волка в официальном отчёте объявили Жеводанским зверем.

- Гравюра, изображающая Жеводанского зверя с объявлением о награде за его голову
- © Public Domain
Чучело застреленного де Ботерном животного выставили в Версале. Сам носитель королевской аркебузы получил от короля щедрое вознаграждение. Убийства в Жеводане на время прекратились.
Возвращение Жеводанского зверя
В конце лета или начале осени де Ботерн стал свидетелем безобразной ссоры и драки между сыновьями участвовавшего в охоте местного жителя Жана Шастеля — Антуаном и Пьером. Сцена вызвала раздражение у придворного, и он велел отправить всех Шастелей в тюрьму, из которой они вернулись домой, в деревню Бессер-Сен-Мари, только во второй половине ноября.
2 декабря 1765 года Жеводанский зверь, о котором ничего не было слышно после знаменитой охоты де Ботерна, неожиданно напал на детей в районе Бессер-Сен-Мари. 10 декабря он ранил двух женщин, а несколько дней спустя от него чудом спасся юноша. В 20-х числах декабря зверь снова открыл смертельный счёт.

- Гравюра, опубликованная в 1840 году в Journal des chasseurs
- © Public Domain
Зимой и весной 1766 года монстр совершал смертельные нападения чуть реже и активизировался только летом. После убийства подростка 1 ноября зверь без видимой причины пропал на четыре месяца. Дал о себе знать он 2 марта 1767 года, когда загрыз мальчика у деревни Понтажу. У монстра как будто открылось второе дыхание — например, в мае он совершил 19 нападений.
Так как официальный Париж после отчёта де Ботерна утратил к Жеводану интерес, борьба с чудовищем полностью легла на плечи местного населения. Облавы одну за другой организовывал граф д’Апше. В ходе одной из них, 19 июня 1767 года, зверь вышел прямо навстречу Жану Шастелю, племянницу которого покалечил двумя неделями ранее. По словам соседей, Жан накануне освятил в церкви отлитую из серебра пулю, а перед самой охотой громко читал вслух Библию. Когда зверь приблизился к Шастелю, тот выстрелил в чудовище, а затем добил его.

- Лейтенант де Ботерн убивает волка
- © Public Domain
В животе хищника обнаружили предплечье убитой незадолго до этого девочки. Да и местные жители признали в мёртвом животном того самого зверя. Тушу монстра некоторое время возили по населённым пунктам Жеводана, а затем изготовленное из его шкуры чучело отправили королю. Однако оно издавально столь мерзкий запах, что монарх приказал избавиться от «сувенира» — его то ли закопали в Версале, то ли сожгли, то ли просто выбросили.
По подсчётам историков, зверь совершил от 230 до 306 нападений на жителей Жеводана. Он убил не менее 123 человек, а ещё около полусотни покалечил.
Согласно описанию тела зверя, у него была непропорционально большая голова, вытянутая морда, большие клыки и длинные передние лапы. Он был покрыт жёсткой серо-рыжеватой шерстью с тёмными полосами. На теле были обнаружены следы от ранений, нанесённых ещё в 1765 году.

- Чучело волка из Шазэ, выставленное при дворе Людовика XV
- © Public Domain
После гибели Жеводанского зверя пропал сын Жана Шастеля — лесник Антуан. В своё время он много путешествовал, попал в плен к алжирским пиратам, прожил несколько лет в Африке, а затем вернулся в родные места и вёл жизнь отшельника. Суеверные местные жители заговорили о том, что Антуан на самом деле был оборотнем и погиб в зверином обличии. Историки эту версию всерьёз не воспринимают, но при этом не исключают причастности Антуана к убийствам.
Как отметил Игорь Гайворонский, Антуан Шастель, имея какие-либо психические отклонения, мог выдрессировать некое животное — в том числе привезённое из Африки — и натравливать его на земляков. И не зря нападения прекратились, когда Шастели оказались в тюрьме. Логичным выглядит и то, что Жан Шастель покончил со зверем именно после нападения на его родственницу. Охотник мог намеренно прекратить кровавые развлечения сына или, наоборот, отвлечь от него внимание общественности, чтобы тот скрылся.

- Рисунок 1765 года, присланный ко двору, изображающий свирепого зверя, опустошавшего Жеводан с 1764 года
- © Public Domain
Видовая принадлежность монстра до сих пор вызывает дискуссии среди учёных.
«Волки стараются избегать встреч с человеком и не терзают своих жертв так, как это делал Жеводанский зверь. Разве что речь идёт о какой-то мутации или о раненом животном, обозлённом и не способном охотиться привычным образом», — заявил в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
Среди возможных «претендентов» на роль Жеводанского зверя — также гиена, леопард, ягуар и молодой лев. Любое из этих животных теоретически можно было привести во Францию, однако ни одно из них полностью не соответствует описаниям, сделанные в Жеводане.
«Наиболее правдоподобной выглядит версия, высказанная не так давно специалистами из музея естественной истории Парижа. Согласно ей, зверь был не гиеной или каким-либо другим экзотическим животным, а хищником семейства собачьих, например, волком или гибридом волка и собаки без указания породы. Подобные особи нередко вырастают до очень крупных размеров. Этим можно объяснить и белое пятно на груди, о котором говорят очевидцы, и длинные когти», — утверждает Александр Кадира.

- Франция, Лозер, Ле-Мальзьё-Виль. Скульптура нападающего Жеводанского зверя, скульптор Луи Кастель
- Legion-Media
- © Hemis
Жеводанский зверь стал героем многих книг и фильмов. Одна из самых известных картин о нём — «Братство волка».
«В истории с Жеводанским зверем остаётся простор для фантазии. Ведь никто со стопроцентной уверенностью так и сказал, кем он был на самом деле. Происходящее ещё в то время вызывало мистический ужас. Изувеченные тела беззащитных женщин и детей, неуловимость зверя, наличие в происходящем какой-то чудовищной рациональности — всё это в XVIII веке порождало у суеверных крестьян слухи об оборотне. Реальные убийства, раздутые прессой, стали в дальнейшем питательной средой для фильмов и книг в жанре ужасы», — констатировал Виталий Захаров.












