Гросси призвал Россию и Украину совместно эксплуатировать Запорожскую АЭС
Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил, что в рамках возможного мирного урегулирования России и Украине стоило бы заключить соглашение о совместном сотрудничестве в эксплуатации Запорожской АЭС.
«Вне зависимости от того, по какую сторону от линии окажется станция, необходимо будет соглашение о сотрудничестве или атмосфера сотрудничества. Ни один оператор не может эксплуатировать станцию, когда по другую сторону реки есть другая страна, которая выступает против этого и может предпринять соответствующие действия», — сказал Гросси.
Гросси подчеркнул, что сохранение присутствия наблюдателей МАГАТЭ на Запорожской АЭС после возможного заключения мирного соглашения между Россией и Украиной является ключевым условием обеспечения ядерной безопасности станции.
Он отметил, что вопросы распределения выработанной электроэнергии между странами относятся к политической сфере и будут решаться напрямую Россией и Украиной, тогда как участие МАГАТЭ остаётся необходимым для предотвращения ядерного инцидента.
Глава агентства также добавил, что до окончания войны, достижения соглашения о прекращении огня или прекращения боевых действий всегда сохраняется риск серьёзных инцидентов.
Ранее постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил, что Россия демонстрирует беспрецедентную открытость по отношению к Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), а Запорожская АЭС стала рекордсменом по объему предоставляемого Секретариату агентства доступа.
Он отметил, что в докладе МАГАТЭ подробно перечислены многочисленные объекты, посещённые экспертами, а также подробно описаны контакты представителей агентства с сотрудниками станции. По его словам, такой уровень открытости предоставляется Россией добровольно и является беспрецедентным.
При этом Ульянов выразил недоумение по поводу стремления Секретариата получать доступ ко всем без исключения объектам, которые, по его мнению, якобы важны для ядерной и физической безопасности станции. Он подчеркнул, что доступ экспертов осуществляется только с согласия руководства станции и службы охраны, при этом ключевым критерием остаётся безопасность международного персонала и соблюдение конфиденциальности информации о системах физической защиты.













