Арендатор шахт ЛНР просит правительство РФ выделить 40 млрд руб. Минэнерго указало Луганску закупать уголь в Кузбассе
ООО «Торговый дом «Донские угли» в октябре на совещании у вице-премьера Александра Новака обратилось к правительству с просьбой о льготном финансировании из Фонда национального благосостояния.
Компания предупредила, что без государственной поддержки все арендуемые шахты окажутся под угрозой закрытия, поскольку деятельность ведётся с убытками, а собственных средств на развитие добычи в новых, глубоко расположенных угольных пластах нет. Об этом 25 ноября сообщает РБК.
В «Донских углях» подтвердили факт обращения и раскрыли его параметры: предприятие запросило 40 млрд рублей из средств ФНБ под льготную ставку 3% годовых. Соответствующие письма были направлены Александру Новаку, министру энергетики Сергею Цивилеву, министру финансов Антону Силуанову и главе Луганской народной республики Леониду Пасечнику.
В качестве альтернативы компания предложила включить её в программу казначейских инфраструктурных кредитов (КИК). Эта программа сейчас ориентирована на финансирование региональных проектов в сфере ЖКХ, ремонта дорог, медицинских учреждений и другой инфраструктуры сроком на 15 лет под 3% годовых. «Донские угли» предложили рассмотреть такую поддержку как пилотный проект для развития угольной отрасли региона.
Источник РБК, знакомый с итогами совещания у Александра Новака, сообщил, что Минэнерго рассматривает в качестве возможного решения проблемы переход ЛНР на закупки угля в Кузбассе. В то же время, по данным собеседника, близкого к администрации Луганской народной республики, местные власти настаивают на необходимости сохранения собственной угледобычи в регионе.
«Торговый дом «Донские угли» зарегистрирован в Ростове-на-Дону в июле 2020 года предпринимателем Виталием Донченко (сейчас ему принадлежат 5% ООО, остальное — у экс-гендиректора компании Олега Князева).
В феврале 2021 года «Антифашист» сообщал, что в ЛНР и ДНР назревает новый передел рынка угля с подачи украинского политика, лидера «ОПЗЖ» Виктора Медведчука и замминистра экономического развития РФ Сергея Назарова. Для этих целей был создан ООО «Торговый дом Донские угли», учредителями которого являются Маслюк Александр Николаевич (близкий Медведчука В. В.) и Донченко В. А. (таксист из Гуково, подконтрольный Назарову С. М.).
В апреле 2025 года инвесторы в угольные активы ДНР и ЛНР — ООО «Импэкс-Дон» и ООО «Торговый дом «Донские угли» решили вернуть властям этих регионов девять угольных шахт, взятых в аренду в 2024 году. Из них семь находятся в аренде у «Донских углей» (в ЛНР), две — у «Импэкс-Дона» (в ДНР).
Гендиректор «INFOLine — Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что вероятность предоставления казначейского инфраструктурного кредита в нынешних условиях крайне низка. По его оценке, вся угольная отрасль России испытывает серьёзные трудности, особенно в регионах, где производится энергетический уголь. При этом закрытие шахт несёт долгосрочные угрозы, связанные с экономическими перекосами и утратой рабочих мест. Эксперт подчеркивает необходимость нахождения баланса между сохранением занятости, поддержанием разумного уровня автономности промышленности и энергетики республики и масштабами требуемой государственной помощи.
«Вероятнее всего, придется искать более сложные решения. Нужно провести детальный аудит предложений по инвестициям — цифра в 40 млрд руб., запрошенных из ФНБ, кажется несколько завышенной. С другой стороны, нужно найти возможность привлечения банковского финансирования с элементами господдержки в форме субсидирования, но с более ограниченным размером и масштабом госфинансирования», — сказал эксперт.
Бурмистров также отметил, что при переходе к поставкам угля в ЛНР из Сибири объем необходимых транспортных субсидий может оказаться сопоставимым с капитальными вложениями, которые потребовались бы для развития местных шахт. По его словам, такая поддержка могла бы быть дифференцированной, однако в условиях ускоренного роста железнодорожных тарифов подобные субсидии способны создать ещё большую нагрузку на бюджет, особенно в долгосрочной перспективе.
Партнёр юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов указывает, что действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления угольной отрасли прямой адресной поддержки под 3% годовых. Постановление правительства № 48 от 25 января 2025 года устанавливает правила выделения казначейских инфраструктурных кредитов, которые предоставляются регионам на срок 15 лет под ставку 3% годовых. Согласно документу, эти средства могут направляться исключительно на проекты в сфере ЖКХ, обновление общественного транспорта, а также на создание объектов транспортной, инженерной, энергетической и туристической инфраструктуры.
«Приоритетна поддержка проектов в сфере ЖКХ. Теоретически для нужд угольной отрасли можно сделать поправку в это постановление: попытаться квалифицировать некоторые аспекты развития угольных шахт как инфраструктурные проекты, если они связаны с созданием и модернизацией объектов, подпадающих под определение инфраструктуры в понимании закона. Например, если проект предусматривает строительство железнодорожных подъездных путей к шахтам, модернизацию систем электроснабжения региона, создание объектов коммунальной инфраструктуры для работы предприятий и проживания персонала, эти компоненты теоретически могли бы претендовать на финансирование через казначейские кредиты», — сказал юрист.
Горбунов также отметил, что для поддержки угольной отрасли могут быть задействованы программы субсидирования процентных ставок в рамках проектного финансирования. Он напомнил, что правительство уже реализует различные механизмы льготного кредитования для приоритетных сфер и отдельных категорий заемщиков, при которых государство берет на себя часть процентной нагрузки, позволяя бизнесу получать кредиты по ставкам ниже рыночных. По его мнению, для угольной промышленности в новых регионах теоретически могла бы быть разработана отдельная программа субсидирования, в рамках которой государство компенсировало бы банкам разницу между рыночной и льготной ставками, например на уровне ключевой ставки Центробанка минус 5–7 процентных пунктов.
Глава направления финансово-экономических экспертиз «АльфаПро» Людмила Хапугина отмечает, что казначейские инфраструктурные кредиты (КИК) не могут распространяться на угольную промышленность, так как угольные предприятия не относятся к объектам инфраструктуры.
«Но разработка месторождений и добыча угля способствуют созданию инфраструктуры в разных сферах: транспортной, энергетической и социальной. Поэтому угольная промышленность требует развития инфраструктуры для обеспечения доставки угля от месторождений до потребителей, а также для обеспечения энергоснабжения предприятий. Такие регионы должны быть рассмотрены для решений об оказании поддержки, в первую очередь на законодательном уровне», — полагает Хапугина.
Донецкий угольный бассейн (Донбасс — ДНР и ЛНР) — один из крупнейших в мире. Разведанные запасы угля в нём оцениваются в 47 млрд тонн, прогнозные ресурсы — еще в 30 млрд тонн. В 2023 году российское правительство подготовило концепцию реформы угольной отрасли ДНР и ЛНР: она предполагает привлечение частного капитала в отрасль для повышения рентабельности. Передача шахт в аренду инвесторам началась в 2024 году.
Стоить отметить, что для нормальной работы шахт Донбасса необходимы капитальные вложения либо государства, либо инвесторов. Для того, чтобы добыть донецкий уголь необходимо разработать лаву на большой глубине, что требует больших денег. Однако приходящие инвесторы не вкладывают в развитие шахт, а лишь добывают то, что осталось в разработанных лавах ранее, а также распродают металл и различное оборудование с этих предприятий, которые потом бросают, о чём ранее и сообщило издание РБК.
Ко всему прочему, для угля ДНР и ЛНР нет рынков сбыта. Коксующиеся угли сбывались на металлургические предприятия, которые сейчас не работают на полную мощность. К примеру, на Донецком металлургическом заводе управленцы близкие к олигарху Константину Малофееву закрыли две доменные печи мощностью 1,5 млн тонн чугуна в год, в которых использовался кокс. В Мариуполе, где производство чугуна было в разы больше, металлургические комбинаты имени Ильича и «Азовсталь» уничтожены. Донецкий коксующийся уголь до начала агрессии Украины в 2014 году поставлялся за рубеж, в частности, в Иран. Энергетические угли поставлялись на электростанции. Только в ДНР их 5. Работают Старобешевская, Зуевская и Улегорская. Славянская ТЭС под контролем ВСУ. Под контролем России Кураховская ТЭС, но она разрушена и уголь не потребляет. Кроме того, углём Донбасса снабжались все ТЭС Украины, что давно не происходит.
Таким образом в Донбассе складывается ситуация, что многие шахты закрыты, как в Донецке, но работают в других населённых пунктах ДНР и ЛНР. При этом арендаторы, они же инвесторы, продают добытый шахтёрами уголь, но не всегда считают нужным выплачивать за это заработную плату.














