«Лекарственная профилактика для автомобиля»: специалист — о правильном выборе бензина и способах продлить жизнь мотора

- Gettyimages.ru
- © Sean Gallup
— Как производится бензин? Можно ли назвать этот процесс наукоёмким?
— Производство бензина — исключительно наукоёмкий процесс, включающий много этапов и физико-химических процессов. На первом этапе нефть подготавливается к переработке: её обессоливают и обезвоживают. Далее происходит разделение на фракции — лёгкие, средние и тяжёлые. Лёгкая часть — так называемая прямогонная бензиновая фракция — очищается от серы и других примесей, после чего подвергается изомеризации и риформингу (два процесса, которые протекают в присутствии специальных катализаторов при повышенных температурах). Именно так получаются основные высокооктановые компоненты бензина — изомеризат и риформат. Помимо этого, в состав товарного бензина могут входить продукты переработки тяжёлых фракций нефти, например вакуумного газойля, который подвергается уже каталитическому крекингу. Этот процесс представляет собой нагревание нефтепродуктов свыше 500 °С, в результате чего крупные молекулы тяжёлых фракций распадаются на молекулы газа, бензина и керосина.

- Gettyimages.ru
- © Stefano Guidi
Помимо жидких компонентов, в процессе производства образуются реакционноспособные газы — пропиленовые и бутиленовые фракции. Из них получают ещё более ценные добавки: алкилат и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Это высокооктановые и экологически чистые компоненты, которые входят в состав современного бензина.
В целом, помимо компонентов, о которых мы сейчас говорили, на современном нефтеперерабатывающем заводе бензин формируется из 15—20 различных составляющих, собранных с разных установок.
Отмечу, что уровень технологического развития ведущих российских НПЗ очень высок. В России действуют одни из самых строгих в мире требований к качеству бензина. Это ставит НПЗ в достаточно жёсткие рамки, но зато на руку потребителям. Конечно, в отдельных регионах могут быть сложности, но если мы говорим о крупных компаниях, то на их НПЗ действует строжайшая система контроля качества, которая просто не позволит выпустить бензин, который по какому-то параметру отклоняется от стандарта.
— Что означает октановое число бензина? Бытует представление, что чем оно выше, тем более энергоёмкий бензин. Так ли это?
— Октановое число показывает детонационную стойкость бензина. Если бензин сгорает с детонацией, двигатель может выйти из строя. Проще говоря, чем выше октановое число, тем спокойнее и чище сгорает топливо. Например, 100-й бензин сгорает безопасно почти всегда, а 92-й уже чуть менее стойкий.

- Gettyimages.ru
- © Christopher Furlong
Сами по себе цифры в данном случае ничего не означают — это шкала определённых эталонов. На каждом НПЗ стоит одноцилиндровый двигатель, на котором сравнивается уровень детонации нового бензина с образцом. Каждый раз октановое число новой партии бензина устанавливается экспериментально.
Что касается мощности, то октановое число с ней напрямую не связано. Автомобиль работает максимально эффективно на том топливе, на котором ему предписали ездить конструкторы. Однако эффект увеличения мощности работы двигателя при переходе на бензин с более высоким октановым числом иногда действительно наблюдается на некоторых автомобилях. Дело в том, что на некоторых современных двигателях заложен запас по углу опережения зажигания. То есть, если вы заливаете более высокооктановый бензин, такой двигатель начинает работать интенсивнее, поскольку уже нет риска детонации.
— Что будет со старым автомобилем, если в него заливать АИ-100?
— Дело в том, что современные автомобили становятся всё более экономичными. Это связано с регуляторикой: во многих странах существуют стандарты, ограничивающие выбросы CO². Поэтому производители оптимизируют двигатели, повышая степень сжатия, устанавливая турбонаддув и применяя прямой впрыск горючего. Эти технологии экономят топливо, снижают объём выбросов парниковых газов, но создают более жёсткий режим работы двигателя, поэтому для него требуется бензин с большей детонационной стойкостью. Октановое число как раз показывает эту стойкость. Если бензин сгорает слишком рано, двигатель может выйти из строя.
А вот у старых автомобилей ситуация обратная. Бытует миф, что чем выше октановое число, тем лучше, но это не совсем так. На самом деле старому автомобилю не нужно, чтобы в него заливали 95-й или 100-й бензин. Следует использовать то топливо, которое рекомендовано производителем. Современные бензины даже с низким октановым числом уже не содержат металлосодержащих присадок, поэтому двигатель не пострадает. Ничего страшного от заливки высокооктанового бензина, конечно, не произойдёт — просто это приведёт к ненужным тратам на более дорогое топливо.

- РИА Новости
- © Константин Михальчевский
— Возможен ли выпуск бензина с октановым числом более 100?
— Теоретически — да. Более того, такие разработки действительно ведутся и в РФ, и за рубежом. Но это скорее флагманские проекты, которые показывают технологический уровень компаний и возможности отечественной нефтепереработки.
Моторов, которые реально могут раскрыть потенциал бензина с октановым числом 102, немного, но они всё-таки есть — в основном это мощные современные двигатели, спортивные или премиальные модели. А вот для массового рынка такое топливо пока не нужно, потому что большинство серийных автомобилей просто не способно использовать его возможности.
— Сотрудничают ли автопроизводители с нефтяными компаниями? Ведь, по идее, именно автомобилестроение задаёт стандарты в этой области?
— С такой координацией есть некоторые сложности. По большому счёту автомобилестроители мало думают о составах бензина, они просто знают средние параметры существующего на рынке топлива и под них конструируют машины, не вдаваясь сильно в детали. Так что нам, конечно, нужно более тесное сотрудничество, даже с отечественными автозаводами.
— Какие сегодня ведутся новые научные исследования в этой области, в частности, в стенах Губкинского университета?
— В частности, мы занимаемся разработкой высокооктановых компонентов, их получением из узких фракций термокаталитических процессов. Проще говоря, совершенствуем технологии каталитического крекинга и коксования, чтобы из них получать больше ценных, экологичных компонентов.
Один из современных подходов, алкоксилирование, позволяет превращать олефиносодержащие фракции в эфиросодержащие, тем самым улучшая октановое число и экологические свойства топлива.
Кроме того, мы разрабатываем новые октаноповышающие добавки. За последние годы мы испытали и внедрили в производство ряд новых соединений, полностью соответствующих требованиям действующего ГОСТ-32513 и технического регламента Таможенного союза.

- РИА Новости
- © Илья Питалев
Также отдельное направление, которым мы занимаемся, — это многофункциональные присадки. Именно они отличают фирменное топливо — такое, как ЭКТО, G-Drive, Pulsar, — от обычного бензина АИ-95. Эти присадки предотвращают образование отложений в двигателе, помогают поддерживать его заводские характеристики, снижают расход топлива и токсичность выхлопа.
Они также выполняют антикоррозионную и смазывающую функции, которые дополнительно защищают двигатель и немного повышают экономичность его работы. Так что рекомендовано периодически использовать именно такие фирменные бензины — это как лекарственная профилактика для автомобиля, которая помогает поддерживать его двигатель в рабочем состоянии. Постоянно не обязательно заливать именно такое топливо, но желательно делать это достаточно регулярно, к примеру, каждую третью заправку.













