Politico: Резкий приток новых украинских беженцев вызвал негативную реакцию в Европе
В Германии и Польше — странах, где проживает наибольшее количество украинских беженцев в Европейском Союзе — политики начали высказывать недовольство из-за роста числа молодых украинских мужчин в возрасте 18-22 лет, прибывающих в последние недели после того, как украинская власть смягчила правила выезда.
Публикация на эту тему появилась на страницах издания Politico.
На Германию и Польшу приходится более половины всех украинских беженцев в ЕС — 1,2 млн в Германии и почти 1 млн в Польше.
Издание напоминает, что после смягчения украинских правил выезда летом приток молодых украинцев резко вырос. Только в Польшу с января по конец августа 2025 года въехали около 45 300 мужчин в возрасте 18-22 лет. После изменения правил — уже 98 500 за два месяца, то есть примерно 1 600 в день. Многие из них двинулись дальше на запад: в Германию, куда, по данным немецкого МВД, еженедельно прибывает до 1 800 мужчин этого возраста.
Мужчины 18-22 лет на Украине пока не подлежат мобилизации. Теперь они могут свободно выезжать и возвращаться без риска уголовного преследования. Целью властей в Киеве было, с одной стороны, дать возможность вернуться тем, кто уже за границей, с другой — предотвратить массовый вывоз подростков 16-17 лет их родителями.
«Если мы хотим, чтобы мальчики оставались в Украине, нужно, чтобы они сначала закончили школу здесь, а родители не увозили их», — объяснял Владимир Зеленский, добавив, что в противном случае они, мол, могут «потерять связь с Украиной».
Заметим, что решение киевского режима вдруг разрешить выезд за границу мужчинам до 22 лет отнюдь не жест доброй воли, а еще и способ снизить социальное напряжение внутри страны, которое и так балансирует на грани взрыва, а отправка на смерть фактически еще детей способна стать тем самым триггером, который сдвинет этот баланс к тому самому взрыву.
По мере того как украино-российский конфликт приближается к четвертой зиме, дискуссия, по прогнозам, относительно наплыва молодых украинцев в Европу будет усиливаться, отмечается в материале Politico.
Премьер-министр немецкой федеральной земли Бавария и лидер Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Зедер давно настроен против наплыва украинских беженцев в Германию, причем, не только молодых. Ранее он настаивал, что им нужно снизить пособия, либо отменить, чтобы мотивировать устраиваться на работу. На днях политик заявил, что молодым украинцам стоит оставаться в своей стране, чтобы защищать свою родину. Вместе с этим Зедер предложил ЕС пересмотреть действие Директивы о временной защите, если Киев не ограничит поток выезжающих.
По оценкам немецких властей, около 490 000 украинцев трудоспособного возраста получают пособия по безработице.
Партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), лидирующая в опросах, требует прекратить выплаты украинцам и сократить военную помощь Киеву.
Министр внутренних дел Германии Александр Добриндт заявил, что правительство пока не спешит принимать меры и хочет дождаться статистики за следующие месяцы. По его словам, нынешний всплеск может оказаться временным эффектом после вступления украинских правил в силу.
Тем не менее, коалиция Фридриха Мерца, стремясь к сокращению бюджета, готовит законопроект об ограничении социальных выплат, хотя социал-демократы в правительстве выступают против радикальных шагов. «Мы не должны решать, кого Украина отправляет на войну, а кого нет», — заявил депутат Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Себастьян Фидлер.
Вместе с тем и представители правящей коалиции канцлера Фридриха Мерца предупреждают: «страна продолжит принимать украинских беженцев, но общественная поддержка Украины может снизиться, если молодые мужчины будут восприниматься как «уклоняющиеся от службы»», пишет издание.
«Нам неинтересно, чтобы молодые украинцы проводили время в Германии вместо того, чтобы защищать свою страну. Украина принимает собственные решения, но недавние изменения в законе привели к росту эмиграции, на что мы должны отреагировать», — заявил депутат Бундестага от Христианско-демократического союза (ХДС) Юрген Хардт.
В Польше, пишет Politico, консервативная партия Konfederacja высказалась ещё резче.
«Польша не может быть убежищем для тысяч мужчин, которые должны защищать родину, перекладывая расходы своего дезертирства на польских налогоплательщиков», - отметили в политсиле.
«Хотя украинцы составляют около 6% польской рабочей силы, консервативные политики обвиняют их в чрезмерном получении социальных выплат. Президент Польши Кароль Навроцкий недавно наложил вето на закон о помощи украинцам, заявив, что только работающие и платящие налоги должны получать льготы», - напоминает издание.
Добавим, что в Польше антиукраинские настроения, экстраполирующиеся прежде всего на беженцев, наблюдались давно. В последний год они стали демонстрировать откровенный рост. Множество местных опросов фиксирует всплеск антиукраинских настроений. Поляки выступают против помощи Украине и против помощи украинским беженцам. Факт негатива по отношению к украинцам в Польше обозначал и премьер Дональд Туск, и даже признавали на Украине.
Однако Польша и Германия не единственные страны в Европе, где фиксируется подобный негатив. По недавнему опросу в Чехии, большинство граждан согласны оказывать Киеву лишь медицинскую и гуманитарную помощь, и выступают против военной и финансовой помощи, а также неодобрительно высказываются в отношении украинских беженцев.
Хотя в Польше и Германии «отношение к украинцам в целом остается положительным, их все большее присутствие становится темой, которую активно используют ультраправые партии», пишет Politico.
Эта точка зрения авторов Politico довольно дискуссионна, поскольку в контексте сквозит, что, мол, проблема несущественна, но некоторые политики ее актуализируют. «Активно используют», потому что любая оппозиционная партия активно использует имеющиеся запросы общества, а не те, которые им противоречат. С учетом именно таких запросов в Польше сменился президент, критично настроенный к беженцам из Украины, и на таких же запросах в Чехии победу одержали движение ANO Андрея Бабиша, националистическая партия SPD и партия Motoristé, а правящие силы потерпели фиаско.
Конечно, искусственное создание запросов общества политтехнологами и социологами вполне возможно, ярким примером чего стал так называемый «евромайдан» на Украине, где собирались проплаченные «активисты» и массы, оболваненные байками о своем сказочном обогащении при присоединении к ЕС. Массы, 70% которых на тот момент никогда не были за границей, и, соответственно, Европу в глаза не видели. Да, искусственный запрос возможен, однако и он должен пасть на благодатную почву, иначе из него абсолютно ничего не созреет.
В случае с украинскими беженцами в Польше и той же Чехии заниматься его искусственным созданием нет смысла. Поскольку местное население вплотную соприкасается с украинскими беженцами, и этот контакт естественным образом формирует их негативную оценку, которая к тому же сопрягается с ухудшением экономического положения принимающей стороны. Поэтому никаким партиям, в том числе, консервативным нет нужды создавать прецедент, который уже есть. А остается лишь его использовать. В Германии общественный негатив к украинцам чуть снижен, потому что там снижен болевой порог в отношении мигрантов вообще – Германия кишела разноцветными мигрантами и до наплыва из Украины. Тем не менее, и там у общества нет желания содержать украинских нахлебников, тем более на грани экономической катастрофы. И именно поэтому рейтинг правительства Фридриха Мерца падает, а рейтинг АдГ растет – потому что проблема есть, а не потому, что ее «используют».
Украинцам же в европах и в других западных местах стоит вспомнить, что желанный гость - это реальность трех дней, а далее уже он - надоедливая обуза. Рано или поздно, пусть не всем, но очень многим придется возвращаться. Либо самостоятельно, либо принудительной депортацией. Потому что коллективная ответственность существует, и она гораздо шире, чем принято обозначать в современных законодательных документах.














