Ученые подтвердили: соцсети ухудшают память и концентрацию у подростков. Но в чем взаимосвязь?
Проблема отцов и детей стара как мир. С одной стороны, взрослые уверены, что долгое сидение в соцсетях вредит детям. С другой — сами подростки, для которых такая жизнь стала даже не нормой, а неотъемлемой частью реальности. Давайте оставим споры и посмотрим на факты.
В журнале JAMA появилось исследование, которое дает конкретные цифры. Ученые выяснили, как привычка сидеть в соцсетях в юном возрасте сказывается на работе мозга через несколько лет.
Как проходило изучение?
Ученые взяли сведения из большого проекта ABCD, где много лет наблюдают за развитием мозга у подростков. Они изучили данные по более чем 6500 детям, начиная с 9-10 лет.
Главное в их подходе — они смотрели не на разовые цифры, а на то, как менялось время в соцсетях по мере взросления. Детей разделили на три понятные группы:
- Группа почти без соцсетей (57,6%). Самая большая часть детей, они или совсем не заходили в соцсети, или делали это очень редко.
- Группа с растущим потреблением (36,6%). Эти дети постепенно увеличивали время в сети, доходя до 1,3 часа в день к 13 годам.
- Группа с быстрым ростом (5,8%). Маленькая группа, где время в соцсетях быстро росло и превышало 3 часа в день.
Через два года после начала наблюдений все дети выполнили задания для проверки когнитивных способностей. Не классические школьные контрольные, а тесты на основные навыки: запоминать картинки, понимать слова, быстро находить информацию. После чего ученые сопоставили итоги тестов у детей из трех групп.
Разберем итоги
Результаты получились довольно наглядными. За основу взяли группу детей не пользующихся соцсетями. Выяснилось, что две другие группы, которые проводили время в сети, показали более низкие итоги по нескольким важным показателям.
Даже подростки из группы с растущим потреблением хуже справились с тестами. Например, их баллы в заданиях на запоминание картинок и на знание слов были в среднем на 2 пункта ниже.
У группы с быстрым ростом ситуация была еще серьезнее. Их отставание в тесте на память составило 4,5 пункта, а в тесте на знание слов — почти 4 пункта. Также ухудшились показатели в чтении и общий балл за все тесты.
При этом ухудшение затронуло не все способности. Например, на скорость реакции или на внимание соцсети заметного эффекта не оказали. Похоже, страдали определенные когнитивные навыки.
Почему так получается?
Ученые предлагают простое объяснение, основанное на идее замещения. В сутках всего 24 часа. Каждый час, который подросток тратит на ленту новостей, он отнимает у чего-то другого. У чтения, уроков или живого общения, где нужно думать над словами.
Эта идея хорошо показывает, почему снизились результаты именно в тестах на знание языка и память. Запас слов и навык чтения требуют практики. Если вместо этого смотреть короткие ролики, мозг не получает нужную нагрузку.
Выводы показывают, что даже небольшое увеличение времени в соцсетях — всего около часа в день — уже связано с видимым падением результатов в тестах. Так что проблема касается не только тех, кто сидит в телефоне сутками.
Всё, запрещаем соцсети?
Ну, тут нужно уточнить: это исследование показывает связь, но не доказывает, что одно является прямой причиной другого. Могут быть и другие факторы, которые влияют на ситуацию.
И все же, размер группы участников, учет многих деталей (вроде дохода семьи) и четкая закономерность «чем больше соцсетей, тем хуже результат» придают этим выводам весомости.
Работа — не призыв к запретам, а информация к размышлению. Ранний подростковый возраст — важный период взрослений, в который происходит активное формирование мозга. Так что, разговор надо вести не о том, быть или не быть подросткам в сети, а о том, сколько времени это должно занимать каждый день, и какой контент они при этом потребляют.













