В заведениях опеки Tusla, где был зарезан украинский подросток, постоянно пропадают или умирают дети
15 октября в Дублине погиб 17-летний украинский беженец Вадим Давыденко, который прибыл в Ирландию в воскресенье, 12 октября. Он получил множественные ножевые ранения в результате ссоры с подростком из Сомали в центре для беженцев. Сотрудница центра, которая пыталась их разнять, тоже была ранена. Африканец получил незначительные травмы.
Инцидент произошел в одном из приютов агентства по делам детей и семьи Tusla.
«Сомалиец убил украинца из-за свинины. Якобы, украинец на кухне готовил свинину. А тот ворвался. Он ни говорить, ни думать, по ходу, не умеет, потому решил разобраться с харамом. Нападал так, потом нож схватил. Были там и другие дети при этом, но они разбежались», — описывает ситуацию блогер Анатолий Шарий в своём телеграм-канале.
В пятницу, 17 октября, состоялся первый суд над сомалийцем. Было решено оставить его под стражей, но адвокат настоял на его переводе в Центр содержания несовершеннолетних «Оберштаун» в столице Ирландии. Планируются дальнейшие заседания суда по делу об убийстве украинского подростка.
Посольство Украины в Ирландии утверждает, что работает над репатриацией тела Вадима на родину. Дипломаты поддерживают связь с расследующей дело местной полицией и общаются с семьей погибшего.
«Цинично то, что маме позвонили и сообщили о том, что сын мертв, а перевезти тело будет дорого и предложили кремировать (это дешевле и за счёт государства Ирландия). Мама отказалась. Ей сказали сумму в 8 тыс. евро. Посольство на странице у себя пафосно сообщило, что помогает семье. Когда мама стала собирать деньги на карту, люди стали звонить в посольство и спрашивать, кто оплачивает перевозку тела? Представитель посольства указал на Tusla, якобы они оплачивают. В Tusla говорят, что только предоставят маме бесплатно проживание, когда она приедет», — пишет Анатолий Шарий.
Поскольку многие начали возмущаться, почему мама оплачивает сама репатриацию тела своего ребенка, ирландская сторона заявила, что берёт расходы на себя.
Блогер обращает внимание, что в заведениях опеки Tusla постоянно пропадают или умирают дети.
«Государство выделяет Tusla очень большие деньги на детей. Организация покупает дома, в которые селит этих детей, но часто с международными беженцами. Понимаете, что там в итоге происходит? Персонал тупо не смотрит за ситуацией там. Над детьми издеваются и делают еще всякое. Сотрудников не хватает. Обычно есть один работник, который должен якобы жить в этом доме, но были факты, когда подростки жили сами», — отмечает Шарий.
По его информации, только за год зафиксировано 19 смертей детей. В отчетах о их смерти организация указывает естественные причины, «несчастный случай», суицид и еще две «неизвестные причины».
Согласно отчету агентства Tusla, к концу этого года в Ирландии под опекой государства окажется около 1 200 детей-беженцев, прибывших без законного представителя (родитель-опекун). Это на 33% больше, чем в прошлом году. Большинство из них — с Украины (около половины всех случаев), также растёт число детей из Сомали, Афганистана и даже Вьетнама, что специалисты называют необычным.
Среди 570 детей, которые сейчас находятся в системе опеки: 316 — 17-летние, 127 — 16-летние, 36 — 15-летние, остальные — от 7 до 14 лет.
В отчете также указывается, что 69 несовершеннолетних в этом году исчезли. Только в июне организация потеряла 30 детей, прибывших в страну без законного представителя Из 69: 48 найдены, двое достигли 18 лет, 19 остаются пропавшими.
По словам представителей Tusla, часть детей могла покинуть Ирландию, чтобы попасть в другие страны, а некоторые, возможно, стали жертвами трудовой эксплуатации.
Во время слушаний в парламентском комитете (Oireachtas Justice Committee) также обсуждался проект International Protection Bill 2025, который вызывает беспокойство у правозащитников.
Организации, включая омбудсмена по делам детей и комиссию по правам человека, выразили тревогу из-за того, что документ:
— допускает возможность задержания несовершеннолетних,
— вводит понятие «legal counselling»(юридическое консультирование), вместо полноценной юридической помощи адвоката.
Представитель Минюста Tracey O’Keeffe утверждает, что это соответствует нормам ЕС и на практике детей не будут задерживать, кроме «исключительных случаев». Получившее резонанс убийство украинского подростка, видимо, такой случай.














