Регионы России продолжают испытывать нехватку топлива. Что предприняли власти для решения проблемы?
Правительство России приняло решение продлить действие запрета на экспорт бензина за пределы страны. Помимо этого, введён запрет на вывоз дизельного и судового топлива, а также других видов газойлей для организаций, не занимающихся их производством в промышленных масштабах.
Министерство энергетики РФ заявляет о намерении разрешить проблемы с нехваткой топлива в Крыму до конца октября, при этом профильные ведомства и компании продолжают работать над обеспечением стабильного снабжения регионов. Вице-премьер Александр Новак отметил, что ситуация с дефицитом топлива в отдельных областях страны контролируется вручную, с применением координации между различными структурами и предприятиями топливного сектора.
Между тем усилия по защите топливной инфраструктуры от атак украинских беспилотных летательных аппаратов в России пока остаются единичными, и в целом техническая защита объектов топливного комплекса находится на начальной стадии развития.
На нефтеперерабатывающем заводе в Самаре были установлены специальные защитные сетки, которые предназначены для предотвращения атак украинских беспилотных летательных аппаратов. Местные СМИ, ссылаясь на видеоматериалы, отмечают, что завод окружён прочными конструкциями, создающими защитный периметр. Ранее украинские дроны неоднократно атаковали топливную инфраструктуру на территории всей страны. Однако попытки внедрить эффективные технические средства защиты объектов топливного комплекса в России пока остаются единичными. Эксперты указывают, что сбои в работе нефтеперерабатывающих заводов являются ключевой причиной дефицита топлива в стране.
В предыдущие годы российские нефтяные компании экспортировали до 15% производимого бензина. Теоретически запрет на вывоз должен был привести к увеличению предложения топлива на внутреннем рынке. На практике власти РФ в последнее время стали фиксировать случаи нехватки топлива в отдельных регионах. Вице-премьер Александр Новак отметил, что дефицит нефтепродуктов действительно существует, однако он компенсируется за счёт накопленных запасов. Министерство энергетики совместно с нефтяными компаниями, РЖД и Минтрансом ведёт работу по увеличению объёмов производства нефтепродуктов и обеспечению стабильных поставок для внутреннего рынка. По его оценке, на топливном рынке наблюдается напряжённая ситуация, но общий баланс остаётся управляемым.
В российском правительстве меры по защите топливной инфраструктуры от атак украинских беспилотных летательных аппаратов обсуждаются уже более полутора лет. Министерство энергетики совместно с Росгвардией разрабатывает комплекс мер безопасности для нефтеперерабатывающих заводов. Ранее представители ведомства сообщали, что в случае выхода из строя какого-либо оборудования возможна перераспределение потоков топлива по другим маршрутам, при условии слаженной работы железнодорожной инфраструктуры.
На сегодняшний день остаётся неясным, насколько правительство РФ действительно способно в любой момент перенаправлять потоки топлива и насколько эффективно функционирует транспортная система в условиях нарастающего сокращения объёмов нефтепереработки. При этом некоторые эксперты считают, что внутренний рынок топлива можно спасти лишь за счёт импорта.
Ограничений на экспорт нефтепродуктов уже недостаточно для обеспечения достаточного объёма топлива на внутреннем рынке, который столкнулся с дефицитом из-за повреждений инфраструктуры нефтеперерабатывающих заводов. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов отмечает, что российские власти уже готовы расширять ввоз топлива из-за рубежа. В качестве первого шага в этом направлении Совет Евразийской экономической комиссии принял решение обнулить пошлины на ввоз автомобильного бензина, дизельного топлива и некоторых других видов топлива из стран вне ЕАЭС до 30 июня 2026 года.
По мнению специалистов, это решение стоило принять ещё в 2023 году, когда ущерб инфраструктуре НПЗ только начинал проявляться. В долгосрочной перспективе для преодоления топливного кризиса необходимы надёжные гарантии безопасности для нефтеперерабатывающих заводов, отмена санкций на ввоз оборудования и значительное повышение нормативов биржевых продаж. Эти меры позволят сдерживать рост цен на топливо без применения дополнительных субсидий.
В правительстве Российской Федерации рассматривают применение режима ручного управления для регулирования ситуации на топливном рынке. Вице-премьер Александр Новак отметил, что Министерство энергетики совместно с региональными властями ведёт работу в штабном режиме, обеспечивая контроль за балансом спроса и предложения топлива по всей стране. В целом текущая ситуация остаётся управляемой, однако в некоторых регионах возникают локальные проблемы с обеспечением поставок, которые решаются оперативно с участием региональных властей.
Для увеличения объёмов производства бензина и дизельного топлива рассматриваются меры, включающие применение различных химических компонентов и присадок, что должно повысить эффективность работы нефтеперерабатывающих предприятий.
В целях стабильного снабжения внутреннего рынка моторным топливом правительство РФ продлило полный запрет на экспорт автомобильного бензина и ввело запрет на вывоз дизельного топлива для организаций, не занимающихся его промышленным производством. Оба ограничения будут действовать до конца 2025 года. Вице-премьер уточнил, что в случае превышения предложения над внутренним спросом правительство будет принимать решения о возобновлении экспортных поставок, как это происходило ранее. Оценка текущей ситуации на рынке топлива ведётся постоянно, с учётом динамики спроса и состояния инфраструктуры.
Проблемы с поставками топлива в Крым и Донбасс планируется полностью решить до конца октября. Министерство энергетики Российской Федерации сообщило, что на совещании в Крыму были определены приоритетные направления работы для стабилизации снабжения этих регионов. «Хочу сказать, что мы до конца этой недели найдем решение, потому что для нас Республика Крым, Севастополь, Новороссия и Донбасс являются приоритетными направлениями. Жители этих субъектов, обеспечение жителей этих субъектов — это главнейшая задача. Поэтому мы до конца этой недели совместно найдем решение. И обстановка, конечно же, будет еще продолжаться оставаться нестабильной до конца месяца, но к концу октября мы полностью эту ситуацию ликвидируем — с перебоем топлива», — сказал министр энергетики РФ Сергей Цивилев.
Ранее перебои с высокооктановым топливом фиксировались на автозаправках Республики Крым и Севастополя в конце августа, однако ситуация была стабилизирована за несколько дней. В середине сентября дефицит бензина АИ-92 и АИ-95 вновь проявился на заправках обоих регионов. Позднее топливо стало поступать на часть автозаправочных станций крупнейших сетей полуострова. С 29 сентября в обоих регионах был введён ограниченный отпуск топлива — не более 30 литров на один раз, а с 1 октября этот лимит был сокращён до 20 литров. При этом в Крыму сохранены замороженные цены на топливо на ближайший месяц, что должно дополнительно поддержать стабильность внутреннего рынка.












