Конгресс США планирует торпедировать «разрядку» с Россией
В среду, 16 ноября, агентство Reuters со ссылкой на члена Демократической партии, сенатора от штата Мэриленд Бена Кардина сообщило о том, что в Конгрессе США готовится новый законопроект против России. По словам сенатора, документ будет носить «всеобъемлющий характер».
По замыслу разработчиков законопроекта, он должен дать ответ на действия РФ в Сирии и на Украине, а также на якобы имевшие место попытки Москвы повлиять на выборы президента США посредством кибератак.
«Будь это нападение с помощью (истребителя) МиГ или компьютерной мыши, в любом случае это нападение, — заявил Кардин. — Оно требует ответа. Очевидно, что они несут ответственность за кибернападение на нашу страну во время недавних выборов».
Речь идет об обвинениях в адрес Москвы в попытках незаконного проникновения в компьютерные системы, в том числе в базу данных кандидата Демократической партии Хиллари Клинтон, которые достаточно часто звучали в США в ходе избирательной кампании. В частности, Москву обвиняли в причастности к появлению на сайте Wikileaks электронной переписки главы штаба Клинтон — Джона Подесты. При этом никаких доказательств в США так и не предоставили. Президент России Владимир Путин,комментируя эти обвинения, сказал, что в опубликованных данных нет ничего в интересах Москвы, а истерика нагнетается, чтобы отвлечь внимание от содержания документов.
Отметим, что Кардин не привел никаких деталей готовящегося документа, отметив, что он планирует выступить в четверг в Вашингтоне на тему политики России.
Сенатор добавил, что другие законодатели также призывают к действиям против России, однако он сомневается, что нынешний состав Конгресса, который завершит свою работу в конце этого года, успеет рассмотреть и принять законопроект. По его словам, парламентарии надеются «заложить основу на будущее». Напомним, Палата представителей и Сенат приступят к работе в обновленных составах в январе следующего года.
— Как известно, у Демократической партии США есть три объяснения поражения Хиллари Клинтон на президентских выборах, а также — что для них тоже очень обидно — в сохранении большинства в Сенате и Палате представителей за республиканцами: это директор ФБР Джеймс Коми, системный расизм в американском обществе и Россия, — напоминает политолог-американист Дмитрий Дробницкий.
— Ну, обидно признавать, что избиратель отверг их повестку, причем по всем направлениям, и во внутренней политике, и во внешней. Кроме того, оставаясь в меньшинстве в Конгрессе, демократы готовятся к жесткому противостоянию с новой администрацией Белого дома. Во всяком случае, Хиллари уже призвала однопартийцев не прекращать борьбу. Но я думаю, после поражения на выборах демократы уже не будут столь монолитны, и поэтому все эти инициативы, особенно в области внешней политики, имеют мало шансов на успех. Да и вообще, мне кажется, вашингтонский истеблишмент сам себя убедил в том, что проиграть несистемному кандидату он мог только при вмешательстве внешнего врага.
Политолог Кирилл Бенедиктов обращает внимание на то, что в оригинале текст Reuters озаглавлен «Despite Trump, U.S. lawmakers want response to Russia» — то есть, «Вопреки Трампу, законодатели США готовят ответ России».
— Разумеется, Конгресс США настроен крайне антироссийски, русофобия для подавляющего большинства конгрессменов и сенаторов — скорее, правило, чем исключение. Ожидать, что вся эта могучая законодательная машина быстро подстроится под Трампа, желающего улучшения отношений с Москвой — наивно. Напротив, если Трамп будет последователен в своем стремлении вывести американо-российские отношения из того тупика, в который их загнали демократы и два ключевых лагеря, влиявших на внешнюю политику Вашингтона в последние 20 лет — либеральные интервенционисты и неоконы — ему предстоят месяцы, напряженного противостояния с Конгрессом по вопросам, связанным с Россией.
Другое дело, что во внешней политике власть президента гораздо в меньшей степени ограничена Конгрессом — достаточно вспомнить, как Обама продавил «иранскую разрядку», против которой тоже выступали очень многие конгрессмены и сенаторы. Понимая это, русофобы в Конгрессе — как среди демократов, так и среди республиканцев — будут стараться максимально осложнять жизнь Трампу, создавая законопроекты, подобные тому, который обещал озвучить сенатор Кардин.
Кстати, то, что с подобной инициативой выступил именно Кардин, вряд ли случайно — сенатор является потомком еврейских иммигрантов из Российской империи, в семье которых пестовались антироссийские настроения. Гораздо опаснее, на мой взгляд, оппозиция Трампу в рядах самой Республиканской партии, лидерами которой являются патентованные русофобы Линдси Грэм и Джон Маккейн. В материале Reuters речь, в частности, идет о том, что Линдси Грэм намеревается инициировать слушания в Сенате по вопросу о вмешательстве России в ход предвыборной кампании в США. Сейчас ястребы-республиканцы пытаются продавить кандидатуру «своего человека» на пост госсекретаря США — если им это удастся, и за внешнюю политику кабинета Трампа будет отвечать, скажем, Джон Болтон — это станет очень серьезным препятствием на пути нормализации американо-российских отношений.
— А что может быть в этом «всеобъемлющем» законопроекте? Новые санкции?
—Ну, конечно — санкции, в первую очередь, это главное и излюбленное оружие демократов. Но вообще дождемся вечера — Кардин все подробно распишет.
— Решение американского Конгресса начать работу над новым санкционным пакетом в отношении России «в связи с действиями в Сирии и на Украине» стало ложкой дегтя на фоне «медовых сообщений» о первом разговоре Путина и Трампа, — отмечает американист, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Максим Сучков.
— Это «совпадение по времени» весьма симптоматично, поскольку отражает внутреннее содержание политической кухни Вашингтона. Сенсационное избрание Трампа хоть и повергло в шок американский истеблишмент, однако ни они, ни мейнстримные медиа не намерены сдаваться в своей борьбе с эпатажным миллиардером, который теперь возглавит страну. Напротив, позитивный лейтмотив беседы Путина и Трампа только обострил их опасения относительно расположенности Трампа к политике Москвы — даже если это и не совсем соответствует действительности.
Ещё больше пугают американских чиновников, дипломатов, экспертов и обывателей периодические заявления представителей российского МИД о начале контактов с командой избранного президента по вопросам урегулирования конфликта в Сирии. Не имея возможности повлиять на позиции Трампу напрямую — в информационном плане критика его позиций и давление на сторонников не снижались с момента избрания на пост президента — представители проигравшего, но не побежденного истеблишмента ищут возможности создать как можно больше заградительных барьеров для реализации его будущей политики. Одной из таких возможностей является законодательный инструментарий пока еще «старого» Конгресса.
— Они боятся, что «новый Конгресс» их уже не поддержит. И будут торопиться принять законопроект нынешним составом?
— Надеяться на то, что новый состав главного органа законодательной власти США будет полностью поддерживать политику Трампа, вряд ли приходится, несмотря на преимущественно республиканский уклон: в Сенате у «слонов» 51 место против 48 у демократов, в Палате представителей — 239 на 193. Тем не менее, действующие конгрессмены убеждены, что для сохранения «преемственности» внешнеполитического курса в переходный период до 20 января необходимо, с одной стороны, законодательно сузить коридор возможностей для «трамповских внешнеполитических экспериментов, с другой — попытаться уже сейчас задать для Трампа «красные линии».
Примечательно, что оглашение работы над новым пакетом антироссийских санкций его главным инициатором Беном Кардином состоялось во время его интервью с журналистами на Капитолийском холме, в котором он, по сути, изложил внешнеполитическую платформу для будущего Конгресса. Главным «мессиджем» Кардина республиканцам и демократом была все та же идея — сплотится против озвученных Трампом в период избирательной кампании идей, которые «противоречат традиции внешней политики США». Более того, Кардин надеется, что еще одна его инициатива — т.н. «Глобальный закон Магнитского» (Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) также будет принята Сенатом — либо как самостоятельный законопроект, либо как поправка к существующему документу.
Нужно отметить, что подобная санкционная активность после президентских выборов в США проходит одновременно как по «российскому», так и по «сирийскому» трекам. Днем ранее Палата представителей приняла дополнительные поправки к законодательному акту от 12 июля 2016 г., призванные ужесточить т.н. «пакет сирийских санкций» и предоставляющих возможность президенту США наказывать всех, кто помогает сирийскому правительству. Согласно этому документу, внесенному на рассмотрение по инициативе конгрессмена-демократа от штата Нью-Йорк Элиота Энгеля, санкционные меры коснутся, преимущественно, четырех областей: Центрального банка Сирии и «отдельных иностранных граждан, вовлеченных в определенные денежные транзакции»; поставок вооружений и «подобных материалов» сирийскому правительству; «отдельных лиц, ответственных или содействовавших нарушению прав человека в отношении граждан Сирии и членов их семей»; «передачу в Сирию товаров и технологий, которые с большой долей вероятности будут использоваться с целью нарушений прав человека».
— То есть с большой долей вероятности законопроект примут быстро?
— Если Палата представителей уже приняла свой закон, то для Сената срочность его принятия приоритетом не является. В отличие от коллег в Палате, Сенат рассчитывает разрабатывать конкретные меры уже с приходом новой администрации. Расчет здесь на то, что если сейчас Трамп не внемлет ожиданиям и рестрикциям, которые на него пытаются наложить, впоследствии можно будет осложнить его деятельность на посту президента законодательными ограничениями.
Поэтому «новые антироссийские санкции» находится пока на уровне деклараций и намерений, а не конкретной политики. Хотя, если исходить из ожиданий «потепления» российско-американских отношений при Трампе, относиться к намерениям Конгресса добавить к «президентскому прянику» «сенатский «кнут» нужно весьма серьезно. К тому же, преимущество республиканцев над демократами в Сенате минимально (3 места), что достаточно для того, чтобы заставить однопартийцев Трампа идти на компромиссы, в том числе и по вопросу антироссийских санкций.
Дмитрий Родионов
Фото: ibiobq.org
Читайте нас: