Сибирский авиационный центр МЧС России получил новый вертолет. Произошло это на фоне обещания главы МЧС Владимира Пучкова создать комплексный авиационно-спасательный центр, который, как сообщает ТАСС, «позволит реализовать программу ООН „Глобальный радиус“ для прикрытия Азиатско-Тихоокеанского региона силами Сибирского регионального поисково-спасательного отряда, аттестованного в сентябре 2016 года по методике ИНСАРАГ ООН, и организовать защиту населенных пунктов и социальной инфраструктуры Сибирского федерального округа от природных пожаров своими воздушными судами».
Естественно, центр при этом будет дооснащен новой техникой. И, пожалуй, можно считать знаковым, что одной из первой новых машин, поступивших в центр, оказался старый добрый Ми-8, «придуманный» еще в 50-е годы и входящий в список самых массовых вертолетов в истории авиации.
Рожденный для боя
Если конкретно, речь идет от многоцелевой модификации Ми-8 МТВ, которая была разработана в 1985−87 годах и запущена в серийное производство на Казанском вертолетном заводе в 1988 году (то есть спустя двадцать с лишним лет после первого полета «восьмерки»).
Вообще, эта модификация всегда позиционировалась именно как военно-транспортная — отсюда и сочетание «МТВ» (модифицированный, транспортный, вооруженный), однако на практике Ми-8 МТВ уже давно доказал свою многоцелевость. От базового Ми-8 этот вертолет отличался, прежде всего, своими двигателями — это были новейшие на тот момент высотные «ковровские» ТВЗ-117ВМ, имевшие автоматический чрезвычайный режим и максимальную мощность чуть ли не в 2200 литров. Отсюда и более внушительные летно-технические характеристики бронированной машины: практический потолок высоты в 6000 метров, увеличенная дальность (до 500 км), скороподъемность (540 метров в минуту) и т. д. Плюс, естественно новое оборудование (вплоть до радиостанции дальней навигации и метеорадиолокационной станции) и обновленное вооружение. Считается, что в основу многих этих изменений лег опыт применения Ми-8 во время войны в Афганистане.
Винтокрылым машинам вообще отводилась в тех событиях особая роль, зачастую именно они оказывались единственным средством обеспечения и поддержки деятельности войск, а уж «восьмые» и вовсе считались в Афгане настоящими «рабочими лошадками». Как впрочем, и в большинстве более поздних горячих точек. Любопытно, что параллельно с казанским производством Ми-8МТВ, в 1991 году его начали производить и в Улан-Удэ, но под названием Ми-8АМТ.
В октябре 2014 года из Казани на авиабазу Левашово были доставлены три модернизированных вертолета серии Ми-8. «В кабине пилотов есть специальное оборудование ночного видения. Оно позволяет выполнять полеты в темное время суток на малых высотах, а также приземляться и взлетать с необорудованных площадок. Кроме того, вертолет оборудован современными комплексами связи. Обновленный Ми-8МТВ5−1 предназначен для транспортировки грузов и техники массой до 4 тысяч кг и может выполнять различные задачи, в том числе и поисково-спасательные операции», — писала по этому поводу «Звезда». И действительно: широкие возможности по дальности и высоте, способность работать в самых труднодоступных и высокогорных районах, плюс традиционная для всех «восьмерок» надежность и выносливость — трудно придумать машину, более подходящую для поисково-спасательных операций.
Пожарная востребованность
Вместе с тем, лишь в марте 2016 года в Казани заявили, что смогли отказаться от украинских и американских комплектующих при производстве Ми-8 МТВ5−1. «Часть агрегатов вертолета была иностранного производства. В частности, вспомогательная силовая установка, которую привозили с Украины, и прожектор, который заказывали в США. Теперь вместо этих элементов устанавливаются российские комплектующие», — сообщил главный конструктор серийного конструкторского отдела Казанского вертолетного завода Вячеслав Шаргин.
Незадолго до этого первую партию новых Ми-8МТВ5 получили вооруженные силы Беларуси. Осмотреть машины на Обуз-Лесновском приезжал лично Александр Лукашенко, и, как заявляла президентская пресс-служба, часть этих вертолетов планируется использовать именно как поисково-спасательные. В рамках реализации проекта «Обновление вертолетного парка НАК «Узбекистон хаво йуллари» (государственная авиакомпания Республики) приобретет вертолет Ми-8 МТВ-1 и Узбекистан.
И уж конечно, активно эти вертолеты не первый год применяет МЧС России. Как напоминает РИА «Новости», в 2010 году эти вертолеты были задействованы в борьбе с массовыми очагами возгорания на территории Татарстана, в 2013 году — в тушении крупного пожара в технополисе «Новая Тура», а в 2015 году — торгового центра «Адмирал» в Казани — и МЧС подписало еще сразу два контракта на поставку этих вертолетов — заказчик должен их получить до конца текущего года.
Что же касается конкретно Сибирского авиацентра, то полученный на днях новый Ми-8МТВ там заменит старую машину, которая, согласно технической документации, отработала 35 лет. «Новый Ми-8 изготовлен Казанским вертолетным заводом по заказу МЧС России. Он способен работать в разных климатических условиях на обширной территории Сибирского федерального округа. Вертолет оснащен приспособлением для использования водосливного устройства, а также выносной стрелой с лебедкой для спуска и подъема спасателей или пострадавших», — заявляют в пресс-службе регионального центра. Новый Ми-8МТВ может развивать скорость до 250 км в час, перевозить до четырех тонн груза, подниматься на высоту до шести километров и преодолевать на одной заправке до 500 километров. В планах дальнейшее дооснащение центра как минимум одним самолетом Ил-76, двумя вертолетами Ми-8 МТВ и Ми-8 АМТ и др.
ТЕГИ
Читайте нас: