Недооценённая сила первой отечественной АУГ
В Советском Союзе тяжелые авианесущие крейсеры (ТАВКР) планировалось использовать для обеспечения противовоздушной обороны корабельных ударных групп (КАГ), которые в свою очередь должны были подавлять авианосные ударные группы (АУГ) НАТО. АУГ способны наносить массированные удары по земле силами палубной авиации и крылатыми ракетами. Отечественный флот практически не мог «работать по земле», что еще раз говорит в пользу того, что советская военная доктрина была оборонительной. В этом году многое изменилось: военно-морской флот России получил в свое распоряжение грозную силу, способную «вкапывать» в каменный век целые государства. Военные любители порталов «Военный осведомитель» и «Большая Игра: Хроники Холодной войны,издание 2.0» объединили свои силы, чтобы рассказать читателям об истории формирования и возможностях первого отечественного АУГ, потенциал которого скептически оценивают многие военные эксперты.
История
Главной проблемой ТАВКР была неспособность основного палубного истребителя Су-33 осуществлять точечное бомбометание по наземным целям. Решить ее предлагалось переходом на новый палубный многоцелевой истребитель МиГ-29КР (9-41P), который способен применять весь спектр современного вооружения. Для такого перехода необходимо произвести модернизацию оборудования единственного во флоте ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», переоборудовать оружейные погребы, и самое важное - обучить палубных пилотов управлять новыми машинами. Обучение палубного летчика занимает годы, а посадка на палубу является самым сложным элементом полета в авиации. Так, из двух полков корабельной авиации, только единицы новых пилотов в этом десятилетии совершили первые зацепы.
Для отработки лётчиками техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианесущего крейсера используется учебно-тренировочный комплекс «Нитка». До марта 2014 года такой комплекс находился на территории Украины, на полуострове Крым, в близи города Саки. В 2013 году Россия заявила об отказе от использования тренировочного комплекса «Нитка» с 2014 года. Параллельно осуществлялось строительство более современной «Нитки» на базе 859-го Центра боевого применения и переобучения лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске. С вхождением республики Крым в состав Российской федерации сложилась уникальная в мировой практике ситуация, Россия получила в свое распоряжения целых два комплекса для обучения палубных лётчиков.
В декабре 2015 года на базе 859-го Центра в Ейске в составе Морской авиации ВМФ России был сформирован второй отдельный корабельный истребительный авиационный полк под номером 100. Полк получил 24 новых корабельных истребителя МиГ-29КР и МиГ-29КУБР. Из-за отсутствия обученного лётного состава часть машин поставлено на хранение. До этого на вооружении авиации ВМФ находилось 14 Су-33 (с бортовыми номерами: 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 79, 80, 84, 85, 86, 87 и 88) на безе 279-го полка в Североморске. Еще 7 машин находятся на хранении.
В конце 2015 года появилась информация, что «Кузнецов» уходит на боевую службу (БС), поползли слухи о Сирии. В сентябре 2016 года Министерство обороны (МО) подтвердило, что ТАВКР «Адмирал Кузнецов» уходит на БС к берегам Сирии с авиагруппой, в состав которой войдут истребители Су-33, МиГ-29КР и вертолеты Ка-52К. С мая 2015 по июнь 2016 года ТАВКР находился в ремонте и модернизации. Пресс-служба «35 СРЗ» – мурманского филиала «Звездочки» сообщила: «при модернизации корабля ключевыми стали работы по переоборудованию погребов авиационного боезапаса под вооружение новых самолётов, установке комплекса обеспечения палубной авиации «Ильмень-11435» и установке дополнительных модулей связи, обеспечивающих взаимодействие с новыми летательными аппаратами с учётом современных технических требований, а также ремонт комплексов РЭВ для обеспечения полётов и испытаний.»
В 2016 начались активные учебно-тренировочные полеты палубников на обеих «Нитках». В августе 2016 произошли первые посадки строевой МиГ-29КР и Ка-52К на "Адмирал Кузнецов", ознаменовавшие начавшейся этап подготовки лётчиков на авианесущем крейсере. Параллельно АО «ЛИИ им. М.М. Громова» произвела модернизацию десятка Су-33 установив СВП-24 «Гефест», что позволит им осуществлять точечное бомбометание по наземным целям. Теперь «Сухие» перестали позиционироваться только как самолёты противовоздушной обороны.
Дым над водою и пламя в небесах
15 октября КАГ, во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий", большими противолодочными кораблями "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков", а также судами обеспечения, вышел на БС из Североморска.
Во время выхода из пункта базирования на палубе авианесущего крейсера было замечено 4 МиГ-29КР/ МиГ-29КУБР, 5 Су-33 (ориентировочные б/н 78, 84, 62, 71, 76), сколько самолётов находилось в ангаре неизвестно. Предполагаемый оптимистичный состав ударной авиагруппы 6 МиГ-29К и 10 Су-33. 8 бортов Су-33 с установленным «Гефестом» (б/н 77, 84, 78, 85, 67, 71, 88 и 66) и два Су-33 без «Гефеста» сняты на видео при прохождении Ла-Манша (б/н 62 и 76). На видео МО четко видны б/н следующих бортов Су-33: 62, 84; МиГ-29КР: 47,49; МиГ-29КУБР: 52. При прохождении Ла-Манша Су-33: 66.
При прохождении ТАВКР Ла-Манша на палубе был замечен один Ка-52К. 13 октября перед выходом ТАВКР в море очевидцами в небе Североморска был зафиксирован пролёт двух Ка-52. В Норвегии: Ка-27ПС б/н 55, в Ла-Манше: Ка-31 б/н 90, на видео от МО: Ка-27ПС б/н 57 и Ка-29. Ка-52К возможно будут работать совместно с вертолётом радиолокационной разведки наземных целей Ка-35 (Ка-31СВ, 23Д2), в конце октября засветившимся в Сирии. В СМИ появилась информация, что на Ка-52К будут испытаны новейшие дальнобойные противотанковые управляемые ракеты «Гермес».
Теперь посчитаем оптимистичный сценарий взлёта всей ударной группировки палубников. Два Су-33 без «Гефеста» оставляем на прикрытие ПВО КАГ. Остается 8 «Гефестов», которые могут взять 28 свободнопадающих бомб ФАБ-250, взлетая с 3 стартовой позиции через пессимистичный интервал в 5 минут (последний сухой взлетит через 40 минут), с возможностью работать на средний радиус в 300 км (хватит долететь до сирийского Алеппо). Имеем 56 тон «полезного груза». Можно взять 26xФАБ-250 и 4 ракеты P73 класса «воздух–воздух» для защиты. Шесть 29-x мигов берут 4xФАБ-500, что равняется 12 тонам на тот же радиус. Итого: 56т+12т=68 тон или 248 бомб за летную смену можно обрушить на позиции противника. Полагаем, что пилоты и экипаж «Кузнецова» способны за сутки выполнить две летных смены. Итого: 136 тон и 496 бомб за сутки! Впечатляет? А ведь можно еще нарастить авиационную группировку корабля до оптимистичных 12 Су-33, 24 МиГ-29К/КУБ. На какой боезапас рассчитаны погреба «Кузнецова» мы не знаем. По запасу топлива рассчитываем 4-5 суток активной работы. Реалистичный сценарий бомбой нагрузки на основе сирийского опыта ВКС включает: 2/4 бомбы ФАБ-500, по две ракеты P73 и P27ЭР.
Оптимистичные ударные возможности КАГ рассчитываем так: 32 крылатых ракеты (КР) «Калибр» подводной лодки «Северодвинск» проекта 885 «Ясень», которая мы предполагаем находится в охранении КУГ. 8 «Калибров» сторожевого корабля проекта 11356 адмирал «Адмирал Григорович» вышедшего на встречу КАГ. Итого суммарный зал 40-а «Калибров», который может быть поддержан залпом из 32-х «Калибров» с Каспия. В теории с КАГ могла идти подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» с возможностью запуска 6 КР, но мы считаем, что две подводные лодки, построенные для Черноморского флота (КЧФ) пока останутся на Балтике. На КЧФ стоят в строю 3 аналогичные подводные лодки, которым как мы считает тоже не задействованы, хотя их суммарный залп добавил бы еще 18 КР. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» имеет на вооружении 20 ракет «Гранит», которые можно примять только по высококонтрастным наземным целям. Предположительно с КУГ идёт одна из подводных лодок проекта 949А «Антей», несущая еще 24 Гранита. Итого залп в 44 КР «Гранит» и 72 КР «Калибра». Только где в разрушенной Сирии найти столько высококонтрастных целей - мы не знаем.
При этом у КУГ просто непробиваемая противолодочная оборона (ПЛО), а суммарное ПВО можно прорвать только в случае "звёздного" налёта, при наличии у НАТО несколько эскадрилий самоубийц.
Мы видим, что «ржавый дымящий паровоз» ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в умелых руках может стать грозной силой. Считаем, что КАГ вполне справим по возможностям с АУГ. Если применимее этой силы для сирийского театра военных действий (ТВД) при наличии авиабазы «Хмейним» считается избыточной, то в Ливии, возле которой у нас нет базы, но есть просьба законного правительства Ливии о помощи (а когда еще современная российская дипломатия отказывала в помощи?), имеет практически безальтернативный вариант.
Читайте нас: