Вышки на границе с Белоруссией – система разведки или грандиозный «распил» денег?
За последние несколько лет Польша и страны Прибалтики серьёзно продвинулись в создании настоящего железного занавеса на границе с Белоруссией и Россией. Однако в большинстве случаев многие из начинаний польско-прибалтийского союза выглядят более чем странно. На фоне заявлений о возведении некого «Восточного щита», переброски к границам Белоруссии и РФ дополнительных воинских частей, строительства новых полигонов и военных городков, минирования приграничных территорий и пр. ряд проектов вызывает определённые вопросы, как в случае с построением пограничных вышек для наблюдения.
Стоит напомнить, что Литва, Латвия и Польша после 2021 года начали в срочном порядке укреплять свои границы с Белоруссией, а затем и с Россией. Варшава в 2022 году построила металлический барьер высотой 5,5 м и длиной 180 км, увитый колючей проволокой. Помимо этого, вдоль заграждения были размещены столбы с датчиками движения и видеокамерами, а в 2024-2025 годах прошли масштабные работы по улучшению системы. Отгородились от Белоруссии забором и Литва с Латвией. Литовские власти завершили возведение своего заграждения протяженностью около 502 км в 2022 году, а латвийская сторона – летом 2024 года, протяженность литовского забора – 145 км. Причем позже в Риге сообщили, что на всей 173-километровой протяженности границы будет продолжена работа по созданию необходимой инфраструктуры: патрульных дорожек, пешеходных мостов и других решений. Дополнительно ко всему и Польша, и Литва, и Латвия планируют не только построить фортификационные сооружения, в том числе бункеры, но и заминировать все приграничные территории, хотя пока и не имеют такой возможности. На всё это, как хотят в Риге, Вильнюсе, Таллине и Варшаве, средства должны дать в ЕС, но Брюссель пока не торопится…
На фоне столь грандиозных планов ещё весной 2024 года стало известно, что в рамках польского проекта «Восточный щит» планируется построить многометровые вышки по периметру белорусской границы, которые якобы позволят заглянуть на территорию Белоруссии на расстоянии 3-4 км и «увидеть любое возможное скопление нелегалов». В апреле текущего года представитель минобороны Польши Анджей Юзвяк сообщил, что строительство пяти таких башен уже началось и завершится к декабрю. По его словам, каждая вышка высотой 70 метров с современными камерами будет размещена на пограничных участках рек, а на сегодня на границе есть уже восемь подобных конструкций. Причём башни будут размещены в специально выбранных местах на основе данных, полученных с помощью беспилотников, с учетом рельефа местности, правового статуса участков, а также потенциала обзора – для полного видеопокрытия. На каждой вышке будет установлено оптико-электронное оборудование, различные типы камер и ночное заградительное освещение в виде фонарей с красным светом на высоте 40 и 70 метров. При этом никакие протесты со стороны местных жителей, которые не хотят жить рядом с башнями, не волнуют польские власти.
Нечто похожее есть и в Латвии, правда, не столько масштабного характера. Здесь ещё в январе 2024 для участка латвийско-белорусской границы вдоль реки Даугава началось проектирование шести вышек связи и подъездных путей, а также патрульной тропы. Тогда заявлялось, что башни «являются частью интеллектуальной системы надзора за внешней сухопутной границей государства, которая создается для эффективной защиты границы Латвии и гарантирования интересов безопасности государства». В сентябре сообщалось, что вдоль Даугавы установлены четыре из шести запланированных вышек, которые уже были названы «наблюдательными», с целью «своевременного выявления случаев незаконного пересечения границы и других нарушений в приграничной полосе». Финансирование проекта по строительству башен и подъездных дорог к ним составляет 3,63 млн евро, 75% было предоставлено ЕС. Литва пока официально не заявляла об аналогичном строительстве, однако сомневаться в том, что Вильнюс рано или поздно присоединится к возведению башен на границе, не приходится.
В данном случае возникает закономерный вопрос – для чего в реальности нужны строящиеся вышки, и в первую очередь в Польше? Главным объяснением со стороны польских властей является якобы стремление организовать серьёзное наблюдение за Белоруссией. Прямая видимость до горизонта с вышки высотой 70 м может превышать 30 км, а с использованием специальной аппаратуры и более. В случае с латвийским башнями, которые в несколько раз ниже, достичь подобного эффекта не удастся, тем более, что многие из них согласно опубликованным фотографиям, расположены прямо напротив лесных массивов и могут контролировать лишь небольшую зону, в том числе реку.
Рис 1. Пограничная вышка в Латвии.
Некоторые аналитики говорят о том, что огромные вышки могут являться одним из элементов создаваемой Польшей системы противовоздушной обороны и в будущем могут быть использованы для прямой агрессии в направлении Белоруссии. В первую очередь, речь может идти о противодействии беспилотным летальным аппаратам (БПЛА). Строящиеся вышки вполне могут использоваться не только для наблюдения за белорусской территорией, но и с целью расположения на них систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), когда в автоматическом режиме без участия человека аппаратура будет собирать данные об излучателях сигналов, классифицировать их и определять, какие помехи нужны для их подавления. Это, в свою очередь, снизит возможность контроля белорусской стороной за ситуацией на границе, что в последующем может быть использовано врагами республики.
Пока сложно утверждать, что вышки на польской или латвийской территории действительно, строятся как система РЭБ, так как прямых доказательств этому нет. Однако и необходимость их появлениях на границе с Белоруссией как наблюдательных башен также вызывает сомнение. Особенно если помнить, что для этого есть куда более эффективные и менее затратные способы в виде БПЛА, которые могут подниматься на высоту гораздо выше 70 м, увеличивая тем самым радиус обзора. Тем более, что ранее Польша, Финляндия, Норвегия и страны Прибалтики уже договорились создать «стену дронов» для защиты границ с помощью беспилотников.
Так, еще в мае 2024 года глава МВД Литвы Агне Билотайте заявляла, что целью проекта является использование дронов и другие технологий для защиты границ «от провокаций со стороны недружественных стран и для предотвращения контрабанды». При этом для создания стены «от Норвегии до Польши» страны должны были использовать БПЛА «для наблюдения за своей приграничной территорией, а также системы борьбы с беспилотниками». В Литве даже создали подразделение беспилотников и была начата закупка дополнительных дронов и систем борьбы с ними. Правда, в апреле текущего года оказалось, что для реализации проекта его инициаторы не смогли найти необходимые 12 млн евро, а Евросоюз отказал в выделении средств по заявке Эстонии и Литвы. Теперь, как заявил министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович, обмен информацией придется осуществлять другими средствами и не так быстро, как могло бы быть, но в Вильнюсе всё еще считают, что проект «не умер», а запрос на его финансирование будет подан в ЕС повторно.
Стремление получить средства из европейского бюджета как в случае со «стеной дронов», так и при строительстве «Восточного щита» и многих других «проектов» Польши и стран Прибалтики, наводит на мысль о том, что все они своей главной целью преследуют не заявленное усиление обороноспособности восточного фланга НАТО, а «распил» выделенных ЕС средств. Для местных чиновников и военных крайне выгодно нагнетать обстановку, рассуждая о придуманной ими же самими угрозе со стороны России и Белоруссии ради того, чтобы на этом хорошо заработать, освоив бюджетные средства своих стран и финансы Евросоюза. И с польскими 70-метровыми вышками ситуация выглядит на сегодня именно так. Никакого особенного смысла в них, с точки зрения контроля за границей в современном мире, имеющем множество иных более эффективных и менее затратных средств слежения, нет. Поэтому рассматривать вышки на границе с Белоруссией как на стороне Польши, так и стран Прибалтики, в настоящее время стоит как рекламную кампанию польских и прибалтийских властей, направленную на внутреннего зрителя и европейских чиновников, от которых требуется выделение средства на защиту от «агрессивной» России. Впрочем, что конкретно получится из «проектов» Варшавы, Вильнюса и Риги, покажет время. Пока ясно одно – Польша и страны Прибалтики продолжают бездумно идти по пути эскалации напряжённости в регионе.
С начала проведения СВО, даже несмотря на ряд существенных успехов, в порядке вещей стали коллективные видеожалобы и обращения украинских вояк, сетующих то на нехватку оружия, то на дебильное командование, то на воров-командиров.
Во Львове, уничтожив захоронения советских военных на Марсовом поле, добрались до Холма Славы – последнего крупнейшего памятника советским воинам на западе Украины.
Марина Порошенко против Петра, упитанные депутаты против голодного народа, мобилизация против демобилизации и другие новости Страны У.
Донецкий металлургический завод (ДНР) побил свой 10-летний рекорд по выплавке стали, в Запорожской области активно развивается птицеводство, в Херсонской области идёт восстановление популяции осетровых рыб в Азовском море.
Донбасс больше не будет чувствовать себя «бедным родственником», которого любят, но стесняются. Снисходительность больше неактуальна. Пожалуй, это главный итог проходящего голосования для ЛДНР.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.













