Все туже и туже затягивается удушливая петля на шее Узбекистана, связанная с нахождением государства на финальной стадии вступления во Всемирную торговую организацию.
Стало известно, что 14 марта президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев
В качестве основной цели принятия документа обозначено приведение экспортных процедур в соответствие с правилами ВТО: с 1 июля вводятся экспортные таможенные пошлины на 86 видов товаров, включая кожаное сырье и полуфабрикаты, шёлковое сырьё, хлопковую пряжу и трикотаж. Ранее их экспорт облагался сборами со стороны отраслевых ассоциаций, которые теперь отменяются. Кроме того, вводятся экспортные пошлины для мяса, пшеницы, риса, минеральных удобрений, полиэтиленовых отходов, лома цветных металлов, и одновременно отменяется требование разрешения от президента или правительства на их вывоз.
В целях поддержания местной перерабатывающей промышленности пошлины также будут взиматься со стратегически значимого сырья, которое производится внутри страны, к коему относятся: природный газ, хлопковое волокно и линт (хлопковый пух), полиэтилен, полипропилен, полистерол, полиэтилентерефталат, ПBX, медное сырье, некоторые удобрения.
Как
Примечательно, что немногим ранее, 11 марта, представители Ташкента и Москвы
В ходе общения М. Решетников подчеркнул, что между Россией и Узбекистаном уже достигнуты договоренности на уровне президентов: сейчас активно увеличиваются поставки российского газа, нефти и нефтепродуктов в Узбекистан. Страны также работают над модернизацией энергетической системы Узбекистана, что должно укрепить их партнерство.
И действительно: исходя из данных Минэкономразвития РФ, торговля между странами идёт почти на равных: Россия поставляет в Узбекистан товаров на сумму около 1 млрд долларов, а Узбекистан в Россию – примерно на такую же сумму в основном продовольственных товаров.
В тот же день Жамшид Ходжаев пообщался с первым вице-премьером России Денисом Мантуровым. На встрече обсуждались главные направления сотрудничества между странами.
Кроме того, узбекистанская делегация
По результатам этого визита, как
Видимо, об этих «вопросах», на которые намекнул А. Урунов, как раз и говорил Шавкат Мирзиёев в декабре прошлого года. Лидер Узбекистана
Однако подчеркнем, что отмена фискальных и других льгот отечественным производителям может свести на нет усилия по структурной перестройке национальной экономики, наполнив рынок некачественными дешевыми импортными товарами и превращая страну в сырьевой придаток Запада.
Ряд местных экспертов
Во-первых, произойдет усиление конкуренции и возможное снижение позиций отечественных производителей, поскольку снижение тарифных и нетарифных барьеров приведет к увеличению потока иностранных товаров, что создаст дополнительное давление на узбекских производителей. Особенно уязвимыми могут оказаться отрасли, не готовые к резкому усилению конкуренции, что вызовет сокращение производства и потерю рабочих мест.
Во-вторых, возникнут риски социальной дестабилизации, когда быстрая либерализация торговли может негативно сказаться на определенных группах населения, связанных с импортозамещающими отраслями. Отсюда необходимыми являются меры социальной поддержки, переподготовка кадров и создание программ занятости, чтобы минимизировать негативные последствия для рынка труда.
В-третьих, появятся сложности в адаптации национального законодательства, так как вступление в ВТО потребует приведения национальных законов в соответствие с международными нормами и стандартами. Этот процесс может оказаться длительным и потребовать значительные ресурсы, что создает дополнительную нагрузку на государственные институты.
В-четвёртых, произойдет возможная зависимость от внешних факторов, когда открытость экономики делает страну более уязвимой к колебаниям мировых цен, экономическим кризисам и изменениям в глобальной торговой политике. И здесь особо необходимой является разработка стратегий по снижению внешних рисков и обеспечению стабильности внутреннего рынка.
Таким образом, успех вступления в ВТО для Ташкента во многом
В то же время возможное членство Узбекистана в Евразийском экономическом союзе, в котором страна сегодня является наблюдателем, повлечёт за собой больше перспектив, нежели интеграция в утратившую свою авторитетность ВТО. Тем более что большинство механизмов этой организации просто перестали работать из-за международных санкций к ряду стран - членов ВТО. Что говорить, даже новый/старый президент США Дональд Трамп, понимая, что Китай стал играть в ВТО первую скрипку, как-то совсем прохладно относится к этому объединению.
Если тезисно, то можно выделить пять ключевых положительных аспектов от вступления Узбекистана в ЕАЭС.
Во-первых, произойдёт увеличение экспорта, так как пользование единым экономическим пространством облегчает участникам торговлю в пределах свободной зоны, поскольку налоги, пошлины и издержки снижены.
Во-вторых, оптимизируется логистика, поскольку создание общего рынка воздушного транспорта, применение унифицированных тарифов при транзите грузов сократят транспортные расходы.
В-третьих, систематизируется трудовая миграция: узбекские граждане смогут пользоваться всеми преимуществами и льготами общего рынка труда в рамках экономического пространства.
В-четвёртых, появится доступ к единому рынку труда стран-членов ЕАЭС, что позволит трудовым мигрантам из Узбекистана свободно перемещаться по территории ЕАЭС, получить единые права с другими трудящимися и снизить сопутствующие миграции издержки.
В-пятых, произойдет углубление кооперации со странами ЕАЭС, что даст возможность Ташкенту привлечь прямые инфраструктурные инвестиции.
Обобщая вышеизложенное, очевидно, что, хотя между Узбекистаном и Россией и без того наблюдается успешное торгово-экономическое и иное двустороннее сотрудничество, тем не менее полноправное членство ЕАЭС позволит Ташкенту стать еще более серьёзным игроком при принятии ключевых решений в рамках многостороннего сотрудничества в формате объединения.