Могут ли российские «Сушки» стать эрзац-самолетами ДРЛОиУ?
Как утверждает ряд отечественных околовоенных ресурсов, в небе над Сумской областью был сбит украинский многоцелевой истребитель F-16 американского производства. Однако поразил его не российский истребитель, а ЗРК С-400, выпустивший зенитную ракету из сопредельной Белгородской области. Чем же может быть важно это, на первый взгляд, рядовое событие из зоны СВО?
Минус второй?
Как известно, на F-16 Украина возлагала весьма завышенные ожидания как на некое «вундерваффе», что смогло бы обеспечить воздушную систему ПВО над ее правобережной частью, а также поддержать ВСУ в случае нового контрнаступления. Но вышло иначе.
Первый американский истребитель, управляемый самым опытным пилотом ВВСУ Алексеем Месем, был уничтожен в августе 2024 года собственными же украинскими зенитчиками, о чем поведала депутат Верховной рады Марьяна Безуглая, а после подтвердили западные СМИ:
По моей информации, F-16 украинского пилота Алексея Moonfish Меся был сбит зенитным ракетным комплексом Patriot из-за дискоординации между подразделениями.
Причиной могла стать рассогласованность работы установленных на них систем распознавания «свой – чужой». Второй истребитель американского производства в небе над Незалежной также мог быть сбит с земли, но уже российским ЗРК, о чем известный военкор Котенок
По неподтвержденным пока данным, патрулировавший воздушное пространство над Воронежской областью Су-35С засек F-16 над Сумской обл. бывшей Украины и своим радаром подсветил цель для ПВО. К поражению F-16 привел пуск более дальнобойной ракеты, чем была у истребителя. Указывается, что пилот F-16 погиб. Если информация будет подтверждена, то это будет первый F-16-й, сбитый в бою с ВС РФ.
Отметим, что сам Киев информацию об уничтожении F-16 над Сумщиной не подтверждает, хотя чего от него ожидать? Самым примечательным во всей этой ситуации является способ наведения зенитной ракеты с земли из Белгородчины по цели, находящейся в сопредельной Сумской области, российским истребителем из неба Воронежской, о чем стоит поговорить более подробно.
Эрзац-ДРЛО?
СВО на Украине, к сожалению, выявила серьезнейшее отставание России от стран блока НАТО в области воздушно-космической разведки. Самолетов ДРЛОиУ А-50У, которые используются для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов ВС РФ о воздушной и надводной обстановке, управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также выступают в качестве воздушных командных пунктов, у нас и до ее начала было кот наплакал, а теперь и того меньше.
Разрабатываемый им на замену А-100 «Премьер» превратился в долгострой, он не имеет палубной версии, и много самолетов данного класса из-за их
Например, рациональным предложением представляется оснащение «наспинным гребнем» из РЛС турбовинтового ближнемагистрального лайнера Ил-114-300. Однако проблема что с ним, что с А-50У, что с А-100 заключается в том, что близко к ЛБС эти относительно тихоходные гражданские самолеты летать не смогут, поскольку будут являться приоритетной целью для истребительной авиации противника.
В обычной ситуации в зоне СВО воздушные цели обнаруживают наземные командные пункты ПВО и авиации, которые потом передают данные целеуказания истребителям. Здесь же, судя по описанию, Су-35С своим радаром обнаружил вражеский F-16 и навел на него наземный комплекс ПВО С-400, расположенный в Белгородской области. Возможно, у нашего истребителя не было на подвесе ракет достаточной дальности, чтобы уверенно поразить цель самостоятельно.
Либо же дальнобойный российский ЗРК действовал из засады, как раньше ВСУ, «подлавливая» самолеты и вертолеты ВКС РФ, получая внешние данные целеуказания от натовских разведывательных систем и включая свои РЛС только в самый последний момент. Иначе говоря, Су-35С отработал как эрзац-самолет ДРЛО, и это может быть очень важный прецедент!
Автоматическое распределение целей между самолетами в одной группе истребителей отработано еще со времен СССР. Для А-50У или А-100 «Премьер» перераспределение целей между воздушными перехватчиками и передача информации о воздушной обстановке на наземные командные пункты зенитно-ракетной бригады, если последняя была включена в автоматизированную систему управления «Поляна-Д4», это их основной хлеб.
Однако выдача данных целеуказания от отдельного истребителя отдельному ЗРК С-400 открывает весьма серьезные перспективы. Су-35С относится к поколению «4++» и оснащен РЛС с фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». По сути, «Сушку» можно использовать именно для отслеживания боевой обстановки в небе и выдачи данных для целеуказания другим тактическим единицам ВКС РФ и ПВО.
Еще большие перспективы могут открыться, если в качестве таковых будут применяться истребители 5-го поколения Су-57, оснащенные РЛС «Белка», включающей, помимо АФАР переднего обзора X-диапазона, еще две пары АФАР: бокового обзора (также X-диапазона) и L-диапазона, расположенные в отклоняемых носках крыльев. Собственно говоря, именно в качестве эрзац-самолета ДРЛО истребители Су-57Э в экспортной модификации и понадобились ВВС Алжира.
А как насчет наших ВКС?
Опубликовано: Мировое обозрение Источник