Южнокорейский политический сериал с импичментами, тюремными заключениями и партийными интригами перешел к новому витку событий.
Напомню содержание предыдущих серий. Первая из них «вышла в свет» поздним вечером 3 декабря 2024 года, когда президент Юн Сок Ёль (назовем его президент-1) объявил в стране
Во второй серии событий недовольный парламент обвинил Юна в
Вот только в составе КС из 9 судейских мест 3 были вакантными, и новых судей должен был назначить исполняющий обязанности (и. о.) президента – премьер Хан Док Су (или президент-2).
Однако президент-2 начал юлить и рассказывать про нехватку полномочий, чтобы назначить предложенных ему парламентом кандидатур судей КС. И мы переходим к третьей серии.
Депутаты подождали несколько дней, а потом решили «ну нет, так нет» и 27 декабря 2024 года
Увидев судьбу своего предшественника, президент-3 быстро назначил новых судей в КС, но только двух, а не трех, как этого требовал парламент. Таким образом 8 судей вместо 9 стали рассматривать два импичмента – президента Юна (президент-1) и и. о. президента Хана (президент-2)
В четвёртой серии событий мы снова вернулись к президенту Юну. Следственная группа, собиравшая материалы по событиям с введением ЧВП, несколько раз пыталась его допросить, а он отказывался являться на допросы. Тогда следователи получили ордер суда на его принудительную доставку на допрос.
Вот только президентская охрана
Ох… как удивившиеся следователи, которым предложили использовать распечатанное решение суда по другому назначению, снова пошли в суд. И в пятой серии они, собрав 3000 полицейских (именно три тысячи!), очень убедительно
Очевидно, что президентская охрана посчитала, что пуль на всех может не хватить и 15 января 2025 года президента-1 доставили на допрос. А поскольку он несколько дней отказывался отвечать на вопросы следователей, то с санкции суда его арестовали и 19 января посадили в 12-метровую камеру Сеульского центра заключения. Причем без телохранителей, потому как охрана в южнокорейских тюрьмах и так хорошая.
До марта дело шло ни шатко ни валко. То празднование восточного нового года, то начало нового учебного года (в Южной Корее он стартует 2 марта). И вот после семи недель заключения 8 марта президента Юна выпустили на свободу.
Следователи собрали все нужные документы для рассмотрения судом, и содержание президента-1 под стражей уже нельзя было оправдать тем, что он может этому как-то помешать.
КС между тем продолжил рассмотрение двух импичментов (президента-1 и президента-2) в составе 8 судей, т .к. одно место до сих пор остается вакантным, а предложенный оппозиционной Демократической партией кандидат – неназначенным.
Огорчившись этим фактом, 21 марта парламентская оппозиция внесла законопроект об импичменте и. о. президента Чхве Сан Мока (президент-3) из-за затягивания с назначением последнего девятого судьи КС, а также его возможной причастности к введению ЧВП президентом Юном.
Вот только не успел парламент проголосовать по этому законопроекту, как 24 марта КС принял решение по импичменту. Но не президента Юна (президент-1), а премьер-министра Хана (президент-2), импичмент которого в итоге был отклонен большинством в 5 из 8 голосов.
Таким образом, после почти трех месяцев у власти и. о. президента Чхве Сан Мок (президент-3) снова стал обычным вице-премьером, министром экономики и финансов, а законопроект о его импичменте, внесенный 21 марта, – бесполезным документом.
Новый-старый и. о. президента Хан Док Су вернулся к власти сразу с момента оглашения решения КС, который он поблагодарил за «мудрое решение».
Президентская администрация заявила: «Решение суда подтверждает, что чрезмерные импичменты, объявляемые парламентом, являются безрассудными и злонамеренными политическими нападками».
Проправительственная партия «Сила народа» выразила надежду на то, что управление государственными делами нормализуется.
А вот оппозиционная Демократическая партия сожалеет о таком решении суда, назвав его «прискорбным». Она призвала и. о. президента Хан Док Су незамедлительно назначить девятого судью КС (которым должен стать кандидат предложенный оппозицией), а сам суд – как можно быстрее вынести вердикт по вопросу импичмента президента Юн Сок Ёля.
Сам же и. о. президента Хан в обращении к стране заявил: «Если мы что-то ясно увидели и усвоили за последние несколько лет, так это то, что общество, разделенное до крайностей, приведет только к несчастью, и ничьим мечтам не суждено сбыться».
Он призвал «к двухпартийному сотрудничеству как правящую, так и оппозиционную партии, чтобы Республика Корея смогла преодолеть нынешний кризис и снова сделать шаг вперёд», а также пообещал, что все «решения в оставшийся период будут основываться на интересах корейской промышленности и будущих поколений».
Пока же и. о. президента Хану придется заняться актуальными внутренними и международными вопросами. Из внутренних проблем нужно отметить широкое распространение лесных пожаров, которые уже привели к эвакуации нескольких населенных пунктов. Из международных – грозящий Южной Корее резкий рост таможенных
Так что легким его пребывание у власти никак не будет, тем более что вопрос о том, сколько дней работы на президентском посту ему осталось, остается пока неясным. Дело в том, что КС в ближайшие недели может наконец-то принять свое решение по импичменту президента Юна, не затягивая процесс до конца отпущенного на это Конституцией 6-месячного периода.
Если КС также отклонит и этот импичмент, то президент Юн вернется к власти до конца своих полномочий в мае 2027 года. Если же КС поддержит решение парламента, то в течение 60 дней Южная Корея должна будет избрать нового президента.