С начала 2025 года в ходе затяжной гражданской войны на территории Судана, одно из крупнейших африканских стран, наметился серьёзный перелом. Правительственная армия смогла отбить часть столицы Хартума, в том числе президентский дворец, удерживавшийся мятежными Силами быстрого реагирования (СБР) под предводительством Мохамеда Хамдана Дагало (Хемедти), вышедшими из повиновения правительству в 2023 году. Не в последнюю очередь успехи армии обусловлены с возросшей внешней поддержкой главнокомандующего и главы Переходного военного совета Абдель Фаттаха аль-Бурхана, что позволило армии развить инициативу на целом ряде направлений.
Конечно, до завершения вооружённого конфликта ещё очень далеко – СБР контролируют значительные территории страны, хорошо вооружены и оснащены, по-прежнему располагая поддержкой ряда иностранных государств, в том числе Великобритании и ОАЭ. Из окрестностей Омдурмана боевики СБР наносят удары по позициям суданской армии, в т. ч. и с применением беспилотников китайского производства. Правительство аль-Бурхана
В частности, в ОАЭ и особенно в Лондоне недовольны недавним соглашением Хартума и Москвы о размещении базы ВМФ РФ в Порт-Судане. Параллельное же правительство, по замыслу «союзников», должно, захватив власть в стране, первым делом должно будет разорвать данное соглашение.
Британцы же поныне действуют и внутри Судана. По данным аналитического портала «
В свою очередь, эксперт МГИМО Иван Лошкарев
Тем временем пользуясь военно-технической и финансовой поддержкой извне, СБР активизировался в многострадальном Дарфуре на западе страны вместе с местными сепаратистами, действующими еще с середины 1970-х (сперва мелкими боевыми группами). Здесь же расположены крупные запасы не только золота, меди, хрома, марганца, ртути, но и урано-ториевой руды. Боестолкновения
При этом вместо комплексной помощи многострадальной стране «конструируются» планы по замене марионеточными законных суданских властей...
Весь этот туго переплетённый клубок проблемы в стране, как западные комбинации по дестабилизации расколу Судана не в последнюю очередь проистекают из его колониального периода и первого постколониального десятилетия.
До 1 января 1956 года Судан пребывал в статусе совместного протектората (кондоминиума) Великобритании и Египта. Фактически управителями Судана были британцы, так как Египет до антимонархической революции июля 1952 года де-факто оставалась британским протекторатом, несмотря даже на то, что Лондон объявил о независимости Страны пирамид ещё в 1921 году.
Первый премьер Судана И. аль-Азхари
Для укрепления своей власти в этой части Африки
Ещё к концу 1950-х гг. британские стратеги разработали первый проект отделения южносуданского региона от Хартума под протекторат Лондона, но против уже «насеровский» к тому времени выступил Египет. Каир планировал к середине 1960-х годов взять под контроль остальную часть Судана, если его южный регион будет отделен от Хартума. Лондону пришлось отступить – тем более в связи с небезызвестным «Суэцким кризисом» 1956 г., приведшим к потере британо-французского контроля над Суэцким каналом. А также ввиду воссоединения близлежащего экс-итальянского и британского Сомали (1960 г.) и вынужденного провозглашения Лондоном независимости соседней Уганды (1962 г.).
Проекты США по трансафрриканским нефтемаршрутам
Примерно в тот же период «Бритиш петролеум» выдвинул проект Транссуданского нефтепровода – с Южного Судана, где начиналось освоение крупных ресурсов нефти, до Порт-Судана на Красном море, где, в соответствии с достигнутыми договорённостями, должен быть развёрнут пункт базирования ВМС России. В Лондоне настаивали на экстерриториальности или как минимум на «паритетном» контроле за этой артерией и за нефтеэкспортным портовым терминалом. Но в Хартуме и в Каире с этим не соглашались.
Трубопровод протяжённостью примерно в 1600 км от нефтяных месторождений в штате Южный Кордофан к НПЗ в Хартуме далее к Порт-Судану был построен во второй половине 1960-х – середине 1970-х, но без британского участия: свыше 60% финансирования предоставил Китай. В преддверии и после раскола Судана в 2011 г. эта линия периодически блокируется из-за периодических обострений на границе между Суданом и Южным Суданом. По ряду данных, некоторые компании США и бывшей метрополии в конце 1990-х и начале 2010-х гг. безуспешно предлагали Хартуму долгосрочную концессию по этой нефтемагистрали с повышенными отчислениями суданской стороне. Таким образом, с высокой долей вероятности именно неуступчивость правительства аль-Бурхана побуждает Лондон активизировать усилия по сколачиванию марионеточного «альтернативного» правительства. Можно не сомневаться, что подобного рода подходы ни в коей мере не будут способствовать установлению в Судане хотя бы относительной стабильности.