В начале марта подошло к своему неутешительному концу четырёхлетнее прозябание в качестве специального представителя Европейского союза в Центральной Азии финского дипломата Терхи Хакала, которая, судя по ее пребыванию главой миссии ОБСЕ в Грузии (2007-2009 гг.), послом на Южном Кавказе (2004-2007) и руководителем департамента по делам России, Восточной Европы и Центральной Азии в собственном министерстве иностранных дел (2012-2016 гг.), должна была неплохо поднатореть в аспектах антироссийского толка.
Тем не менее Хакала умудрилась «завалить» организацию и проведение первого в истории саммита «ЕС – Центральная Азия» весной 2024 года в Узбекистане, а ведь предполагалось, что данное мероприятие поможет сдвинуть «с мёртвой точки» значимые для европейцев проекты в области транспорта и коммуникаций, в части активизации энергетического и торгового сотрудничества и других точек соприкосновения.
В итоге миловидная блондинка, совершив прощальное турне по Центральной Азии и, смахнув последнюю слезу, клятвенно
Тем более что специально для центральноазиатских жителей, порядком уставших от нудных нравоучений европейцев по вопросам демократии, верховенства закона и правам человека, выписали (пока на два года) в качестве нового спецпредставителя ЕС в ЦА не кого-нибудь, а латышского дипломата Эдуарда Стипрайса.
Такого убежденного русофоба с весьма сомнительным прошлым еще поискать. В частности, Стипрайс, занимавший должности постоянного представителя Латвии при ЕС, заместителя государственного секретаря – политического директора МИД, посла Латвии в Великобритании и Франции,
Некоторые источники
Как отмечается на туркменском сайте Orient.tm, задачей нового спецпредставителя ЕС будет развитие отношений между Европейским союзом и странами Центральной Азии на основе общих ценностей, содействие укреплению стабильности и сотрудничества между странами региона, укрепление демократии и верховенства закона, уважение прав человека и основных свобод.
В тесном сотрудничестве с верховным представителем он также
Заступив на должность 1 марта, Стипрайс рьяно взялся за исполнение своих обязанностей и уже 4 марта примчался с официальным визитом в Ашхабад, где пообщался с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым. В ходе встречи стороны обсудили разные направления сотрудничества нейтрального Туркменистана с ЕС и его структурами, особо отметив важность постоянной работы совместного комитета «Туркменистан – EC», межпарламентского диалога и диалога по правам человека. Не обошлось и без интересующих европейцев «промысловых» тем, связанных с взаимодействием на почве энергетики, транспорта и защиты окружающей среды, а также сотрудничеством с финансовыми институтами ЕС.
Кроме того, Стипрайс
Иными словами, поездка дипломата в Ашхабад явилась некоей прелюдией к основному действу – апрельскому саммиту «ЕС – ЦА» в Узбекистане, который поручено организовать и провести именно ему, вновь испечённому спецпредставителю.
А на повестке у Европейского союза просто громадье вопросов, которые нужно обсудить с представителями региона. По мнению ведущих экспертов, самаркандская встреча будет очень драматичной, поскольку партнёры в последний раз общались в подобном формате ещё до пандемии коронавирусной инфекции.
Так, Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий – Евразия» довольно верно
Собственно, поэтому вместо «мягкотелой» Терхи Хакалы, игравшей в течение четырех лет роль «доброго полицейского» в регионе, на политическую арену выводят иной персонаж – беспринципного и довольно жёсткого Эдуарда Стипрайса, призванного добиваться от центральноазиатской «пятёрки» поставленных Брюсселем целей, не гнушаясь никакими грязными способами и методами.
Не секрет, что Европейский союз не скрывает своего горячего желания оторвать Центральную Азию от России. Однако надо признать, что это абсолютно бесперспективный процесс: и если в начале спецоперации России на Украине ЕС надеялся на скорую победу «незалежной» с возобновлением поставок энергоресурсов на его кабальных для Москвы условиях, то в сложившихся условиях он просто вынужден «прислоняться» к старым энергетическим и транспортным проектам в Центральной Азии, которые еврочиновники обещали реализовать еще 15-20 лет назад.
В этих целях в январе 2024 года в Страсбурге депутаты Европейского парламента приняли резолюцию о пересмотре стратегии ЕС в отношении стран Центральной Азии, которая была утверждена в 2019 году. В тот момент немецкий евродепутат Карстен Люке отметил, что «изоляция России как следствие войны против Украины, будущее расширение ЕС в Восточной Европе и растущее влияние Китая в Центральной Азии требуют полного переосмысления стратегии Евросоюза и его активного присутствия в регионе как альтернативы устоявшимся там автократическим игрокам».
Таким образом, он
Более того, как пишет обозреватель Sputnik.kg, был заявлен высокий уровень заинтересованности в эффективных торговых и энергетических коридорах, обходящих территорию России. Европейцы настойчиво предлагали снижать связи с Москвой, обещая построить «новые транспортные коридоры» в обозримом будущем. «Продвигаемый Евросоюзом проект «Глобальные ворота» (Global Gateway),
По оценке авторов, встреча инвестиционного форума по транспортному сообщению между ЕС и НА в Брюсселе, на которой тогдашний глава евродипломатии Жозеп Боррель предлагал пути выхода из «центральноазиатской глуши» в «цветущий европейский сад», вложив аж 10 млрд евро, затем волшебным образом превратившихся всего в 2,97 млрд евро, ещё раз подтверждает явное нежелание ЕС тратить свои средства на благие цели взамен сильнейших финансовых вливаний в Украину.
Между тем, несмотря на столь активную помощь «незалежной» и санкционное давление на Россию, она вопреки всем европрогнозам и ожиданиям, преодолев временный шоковый эффект от рестрикций, стала ключевым звеном для государств Центральной Азии, выстраивая с ними продуктивные торгово-экономические и другие отношения в рамках региональных объединений.
Например, принимаемые весь прошлый год государствами-членами ЕАЭС меры экономической политики были направлены на поддержание устойчивого экономического роста. Новая конфигурация торговли, транспортно-логистических маршрутов, трудовой миграции и финансовых потоков в регионе наряду с активной экономической политикой послужили стимулом для экономического роста в ЕАЭС.
В связи с этим, согласно
Значимым фактором роста внутреннего спроса и реальных доходов населения для государств-членов стал положительный бюджетный и кредитный импульс. В результате наблюдалось увеличение потребительской и инвестиционной активности, повышение загрузки производственных мощностей.
Высокий спрос на рабочую силу привёл к сокращению безработицы как в отдельных государствах-членах, так и в ЕАЭС в целом до исторически низких значений за последние 10 лет. В III квартале 2024 года ее уровень составил 2,9% (за аналогичный период 2023 года – 3,4%). Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, с одной стороны, способствовал сокращению неравенства, с другой стороны, подпитываемый высоким спросом на кредит, привел к увеличению расходов на конечное потребление и формированию повышенного инфляционного давления в экономиках.
Торговые, финансовые и производственные связи в ЕАЭС в меняющихся условиях продемонстрировали устойчивость, а экономики – возможности адаптации к новым условиям. В результате стоимостной объем взаимной торговли товарами обновил исторический максимум в 2023 году (90,4 млрд долларов США) и продолжил расти в 2024 году более высокими темпами по сравнению с рядом других интеграционных объединений, увеличившись на 11,7% по итогам января-октября 2024 года. Взаимные инвестиции в первом полугодии 2024 года также
…Но вернёмся к предстоящему саммиту в Самарканде, на котором представителям ЦА просто необходимо обсудить с ЕС пересмотр его позиции по российско-украинскому конфликту по примеру США, а также существующего санкционного давления. Вполне очевидно, что иметь дела с теми, кто после заморозки российских финансовых активов в размере 300 млрд долларов требует срочно потратить их на «незалежную», не имеет никакого смысла. Но, несомненно, новый спецпредставитель ЕС Стипрайс будет убеждать собеседников в обратном.
Однако представителям стран ЦА достаточно вспомнить, что произошло с Украиной, Молдавией, Арменией и Грузией после заключения ими соглашения с ЕС о расширенном партнёрстве и сотрудничестве...