Группа компаний, включающая известную своей тактикой агрессивного поглощения лакомых активов американскую
Ранее, отвечая на неоднократные угрозы Трампа вернуть канал в ведение Америки, панамский президент Хосе Рауль Мулино клятвенно заверял, что, мол, «каждый метр Панамского канала принадлежит Панаме: так будет и впредь». Но вот, похоже, политический прессинг мастера жёстких сделок возымел-таки действие, при том что ближайшие соседи Панамы (Коста-Рика и Колумбия) не выразили официальной поддержки панамской позиции.
Упомянутый гонконгский холдинг, при несомненной политико-организационной поддержке от Пекина, за последнюю четверть века вложил в реконструкцию канала не менее 10 млрд. долл., увеличив к настоящему времени его пропускную мощность почти на четверть. В 2021 г. право на концессионную эксплуатацию CK Hutchison портов Бальбоа и Кристобаль в 2021-м было продлено на 25 лет.
Посол Панамы в ООН Элой Альфаро де Альба недавно обращался с тревожным письмом к её генсеку Антониу Гутерришу, но, как и следовало ожидать, безрезультатно. А госсекретарь США Марко Рубио еще в начале февраля с. г. прямо заявил на переговорах с главой Панамы, что «китайский контроль за этой артерией неприемлем. При отсутствии немедленных изменений в ситуации США придётся принять меры», что тем более актуально, поскольку США располагают своими военными объектами на территории не только самой Панамы и соседней Колумбии, но также в расположенных поблизости от канала Гондурасе и на нидерландских островах Аруба и Кюрасао.
И вскоре г-н Мулино вполне предсказуемо
По некоторым данным, американская сторона предварительно посулила Панаме крупный кредит на льготных условиях, а также снятие ограничений на въезд панамских эмигрантов в США на принадлежащие США в Карибском бассейне Пуэрто-Рико и на западные Виргинские острова.
Китайский эксперт по международным отношениям Чань Вайшунь
В этой связи резонно предположить, что в Вашингтоне захотят приобрести или бессрочно арендовать никарагуанские острова
Но будут ли столь же уступчивы сандинистские власти Манагуа? В середине декабря 2024 г. спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам взаимодействия с РФ Лауреано Ортега Мурильо
В 2014 г. никарагуанские власти предоставили 50-летнюю концессию на планируемый канал гонконгской компании HK Nicaragua Canal Development Investment Co., Limited. Однако начавшееся вроде бы в декабре того де года строительство Никарагуанского канала (известного также как Большой Межокеанский) менее чем через два года застопорилось по причине тяжёлых финансовых проблем у подрядчика и окончательно встало в 2017 г. во многом из-за недовольства администрации 45-го президента США Дональда Трампа. Ещё летом 2015 г. на многотысячную акцию протеста против строительства почти 250-километрового канала вышли местные фермеры, утверждавшие, что проект уничтожит их земли и разрушит экосистему этого региона.
Несмотря на геополитически мотивированную паузу в реализации проекта, забыт он не был – переговоры о возможном привлечении к нему велись с Россией, Китаем, Венесуэлой, Японией, Южной Кореей и Бразилией.
В марте 2023 году Сергей Лавров, в ходе своей поездки в Никарагуа, по ряду данных,
Закон о непосредственном разрешении строительства канала был подписан президентом Даниэлем Ортегой летом 2023 года. Согласно принятому в 2024 г. никарагуанским конгрессом закону концессию на строительство канала между Тихим и Атлантическим океанами получает недавно учрежденная в Гонконге инвестиционная компания. Стоимость проекта – 40 млрд долларов, срок концессии определен в 100 лет. 19 ноября 2024 года на прошедшем в Манагуа саммите «Латинская Америка – Китай» президент Ортега вновь заявил об актуальности этого проекта. На полях саммита прошли консультации о возобновлении строительства канала, однако принятые по их итогам рекомендации озвучены не были.
Не исключено, что партнёры Никарагуа пока предпочитают не афишировать какие-либо проработки и тем более решения по данному проекту. Но стратегически важно, что в ходе саммита АТЭС в Лиме (Перу) 15 ноября 2024 г. никарагуанская делегация
Правительство Никарагуа считает, доминирования над Панамским каналом для Америки недостаточно, а потому администрация Трампа будет всеми доступными силами и средствами бойкотировать строительство Большого Межокеанского канала с привлечением китайских либо иных нежелательных Белому дому партнёров.