6 февраля председатель Госдумы Думы Вячеслав Володин и председатель Арабского парламента Лиги арабских стран (ЛАГ) Мухаммед Ахмед Аль-Ямахи
Развитие всестороннего сотрудничества с арабскими странами является одним из приоритетов внешней политики России, подчеркнул в ходе подписания документа В. Володин, добавив, что отношения с арабскими государствами «неизменно строятся на принципах взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела и отсутствия двойных стандартов».
Также справедливо отмечалось, что многие межпарламентские структуры, «например ПАСЕ, дискредитировали себя. Создаётся организация, но при этом навязываются чуждые ценности её участникам, игнорируется мнение, что мы считаем недопустимым». Между тем, необходимо, чтобы такие структуры «давали возможность эффективно отстаивать интересы государств, высказывать не только свою позицию, но и влиять на принятие решений». По оценке главы нижней палаты российского парламента, «на сегодняшний день этим не обладают межпарламентские структуры, которые существуют в странах Европы».
В Москве придают «большое значение подписанию Меморандума: на таких площадках существует возможность открытого диалога… мы выстраиваем отношения не только с парламентами арабских стран, но и с их межпарламентскими структурами», отметил В. Володин. Схожие оценки высказал и Ахмед аль-Ямахи, вместе с коллегами приглашённый участвовать в международной конференции «Развитие парламентаризма», которая состоится летом этого года в Москве. Предполагается, что развитию отношений России с арабскими государствами будет посвящена отдельная секция.
Также М. аль-Ямахи выразил поддержку инициативе Президента России по проведению
Можно не сомневаться, что напористый бизнесмен Дональд Трамп не мытьём так катанием продолжит давить на арабских лидеров, что только актуализирует межпарламентское сотрудничество как эффективный формат межгосударственного взаимодействия. Нелишне напомнить, что форум «ЛАГ – СССР» как перспективный формат предлагался ещё в 1960 – 1970-х гг. первым президентом Алжира А. Бен Беллой, а также Гамалем Абдель Насером, Муаммаром Каддафи, Хафезом Асадом, Саддамом Хусейном, основателем – первым президентом ЙАР Абдаллой ас-Саляль и вторым президентом Абделем Рахман аль-Арьяни, однако империалистический Запад приложил максимум усилий к срыву усилий в этом направлении.
В арабском мире хорошо помнят антиколониальный курс Советского Союза и перенявшей у него эстафету Российской Федерацией. Напомним, в 1966 г. Москва поддержала требование Алжира о выдворении из южной части страны экстерриториального ракетно-ядерного полигона Франции (Регган), к середине 1967 года эвакуированного с передачей территории под местный суверенитет.
Во второй половине 1960-х гг. СССР поддерживал требования северного (ЙАР) и южного Йемена (НДРЙ) по деколонизации принадлежащих Великобритании островов (Камаран и Перим) поблизости йеменского побережья в Красном море, вблизи прохода в Индийский океан, а также занимающего стратегическое положение южнойеменского острова Сокотра (в 1967 г. Лондон отказался от владения этими островами).
В рамках ООН и других международных организаций СССР последовательно выступал за деколонизацию принадлежавших Великобритании Кувейта (получил независимость в 1961 г.), Бахрейна, Катара (в 1970-71 г.), Омана (в 1970 г.), так называемого «Договорного Омана» (с 1971 г. – ОАЭ), равно как и за возвращение Испанией Королевству Марокко районов Ифни и Тарфая на юго-западе и юге страны, что было реализовано к началу 1970-х годов.
В ходе неоднократных переговоров с шахом Мохаммедом Реза Пехлеви руководство СССР отвергало
Россия, как и ранее СССР, не признаёт аннексии Израилем арабских территорий, в том числе сирийских Голанских высот, приграничного района Южного Ливана, осуждает вторжения ЦАХАЛ в сектор Газа, неизменно поддерживает резолюции ООН о создании государства Палестина.
Москва выступает против санкций Запада в отношении Республики Судан, введённых в конце 1990-х годов. В отличие от коллективного Запада, РФ способствует развитию диалога между Суданом и Республикой Южный Судан (провозглашена в 2011 г.). Также Россия не поддерживает «миротворческие» эксперименты, камуфлирующие очередную гипотетическую интервенцию на территорию Йемена, поддерживая территориальную и политико-экономическую целостность всех арабских государств, в том числе Ливии, Сирии, Ирака и Йемена. Сформированное после скоротечного падения правительства бывшего президента Башара Асада временное правительство Сирии готово сохранить на своей территории российские военные базы, однако возможное соглашение должно соответствовать интересам Дамаска, заявил со страниц The Washington Post министр обороны правительства переходного периода Мурхаф Абу Касра, по мнению которого, отношения между Москвой и Дамаском «значительно улучшились», поскольку «в политике вечных врагов не бывает»: «Возможно, отношения с Россией будут восстановлены таким образом, чтобы они отвечали в первую очередь интересам Сирии, а потом уже их интересам», и подобный прагматичный подход в полной мере характерен и для элит многих других арабских государств. В конце января новые власти Сирии расторгли инвестиционное соглашение с Россией о порте Тартус на Средиземном море. В начале февраля Песков заявил, что Москва продолжит контакты с Дамаском по многим вопросам, в том числе о судьбе базы в Тартусе.
Под занавес в 2024 году глава Республики Татарстан Рустам Минниханов
P.S. 27 февраля в Египте пройдёт чрезвычайный саммит ЛАГ для обсуждения «последних серьезных событий», касающихся палестинских территорий, призванный консолидировать противников плана Трампа по переселению палестинцев Газы в Египет и Иорданию. Встреча созывается по просьбе Палестины «после обширных консультаций Египта на самом высоком уровне с арабскими странами в последние дни».