
Президент США Дональд Трамп подписал указ о создании американского аналога израильской системы противоракетной обороны (ПРО) «Железный купол»,
Разработка противоракетного «щита» – одно из предвыборных обещаний Трампа. При этом
«Нам необходимо немедленно начать строительство современного противоракетного щита «Железный купол», который сможет защитить американцев», –
В чем причина столь поспешного решения президента США о создании «современного противоракетного щита»?
Исторически ядерная доктрина США основывалась на том, что попытка усиления противоракетной обороны собственной территории несет в себе опасность опережающего ядерного удара со стороны равного противника.
Так, в
Эти доктринальные обязательства были закреплены в двусторонних соглашениях, включая
«Растущие попытки США построить технологически продвинутую архитектуру систем противоракетной обороны напрямую подрывают стратегическую стабильность, даже если намерение не состоит в этом. Попытка перевернуть доктрину является воинственной позицией и, по всей вероятности, потерпит неудачу», –
Представляет ли указ Дональда Трампа о создании ПРО «Железный купол» попытку подорвать стратегическую стабильность в том, что касается угрозы применения ядерного оружия?
На самом деле создание системы ПРО, основанной на аналоге израильского ЗРК «Железный купол», направлено на перехват небольшого числа ракет Северной Кореи и Ирана, да и от них такая ПРО не гарантирует стопроцентную защиту.
И все же израильский «Железный купол» в ходе отражения ракетных атак со стороны региональных противников Израиля показал себя лучше, чем его аналог – американский ЗРК «Патриот». Вот Трамп и намерен создать в США систему ПРО по образу и подобию израильской.
Системы Patriot впервые участвовали в боевых действиях во время войны в Персидском заливе в 1991 году, когда их основной целью были советские ракеты Р-17 (Scud B), поступившие на вооружение ещё в 1964 году и к 90-м годам устаревшие. Хотя применение ЗРК Patriot рекламировалось Пентагоном как успех, позднейшие расследования показали, что это не так.
В апреле 1992 года комитет палаты представителей Конгресса США по правительственным операциям (House Committee on Government Operations) подготовил
В докладе отмечалось, что оценки Пентагоном количества Scud, уничтоженных ракетной системой Patriot, упали со 100 процентов во время войны до 96 процентов в показаниях конгрессу после войны, затем до 80 процентов, чуть позже – до 70 процентов, а «в настоящее время… есть высокая уверенность только в том, что системы Patriot уничтожили только 25 процентов ракет Scud, на которые они нацеливались».
Исследование эффективности систем Patriot в ходе войны в Персидском заливе, проведённое в начале 1990-х годов профессором Массачусетского технологического института Теодором Постолом,
Эксперт Центра стратегических исследований Тель-Авивского университета Реувен Педацур
Неэффективность Patriot был вынужден признать и Пентагон.
В дальнейшем ЗРК Patriot неоднократно модернизировались, но от этого их эффективность не повысилась. Эти комплексы не смогли перехватить,
Наиболее современная версия этого ЗРК «Patriot» PAC-3
Как видим, о возможности сбития гиперзвуковых ракет речи не идет. Таких возможностей, впрочем, нет ни у одной системы ПРО в мире.
В настоящее время система ПРО США
Основным компонентом системы национальной ПРО США является наземный комплекс перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории, известный как Ground-Based Midcourse Defense (GBMD). Этот комплекс состоит из системы РЛС раннего предупреждения и сопровождения, отслеживающих перемещение целей в космическом пространстве, и противоракет шахтного базирования Ground-Based Interceptor (GBI). Поражение целей – баллистических ракет и их боевых частей – осуществляется тараном на встречном курсе.
На данный момент комплекс GBMD – единственный компонент НПРО, способный перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты.
Второй компонент: ракета-перехватчик морского базирования Aegis для перехвата ракет средней и меньшей дальности на среднем участке траектории.
Третий компонент: ЗРК Patriot PAC-3 для перехвата ракет средней и малой дальности на конечном участке траектории.
Таким образом, упомянутый указ Трампа направлен на улучшение третьего компонента национальной ПРО путем замены не слишком эффективного ЗРК на боле продвинутый израильский «Железный купол».
Будет ли это сделано силами отечественных разработчиков или американцы просто скопируют израильские наработки, большого значения не имеет.
В недавнем исследовании Американского физического общества (American Physical Society – APS) под названием
«Создание надежной и эффективной защиты от угрозы, которую представляет даже небольшое количество относительно простых ядерных МБР, которые, по его мнению, остаются сложной задачей», – отмечается в докладе.
«Трудностей много, начиная от нерешенной проблемы контрмер для перехвата на среднем участке траектории до серьезной проблемы досягаемости по времени перехвата на разгонном участке. Решены лишь немногие из основных проблем, и многие из сложных проблем, вероятно, останутся нерешенными в течение, а возможно, и после 15-летнего временного горизонта, рассматриваемого в исследовании. Поэтому необходимо тщательно взвесить затраты и выгоды этих усилий», – заключают свое исследование аналитики APS.
Кроме того, Счетная палата США (GAO) в каждом из своих ежегодных аудитов всех элементов национальной противоракетной обороны последовательно
Иными словами, аудиторы Конгресса США ставят под сомнение заявленную Пентагоном высокую эффективность американских противоракет всех видов.
«После 70 лет и около 350 миллиардов долларов инвестиций – ни одна система, разработанная до сих пор, не продемонстрировала эффективности против реалистичных угроз МБР для страны.
По сути, APS указывает: plus ça change, plus c'est la même chose (чем больше это меняется, тем больше остается тем же самым). Несмотря на крупные и постоянные инвестиции, программы противоракетной обороны не были полностью доказаны как способные защитить США от МБР», –
Таким образом, указ Трампа о создании в США аналога израильского «Железного купола», с одной стороны, констатирует отставание американских разработчиков ПРО от мирового уровня, а с другой – является просто «жестом доброй воли» в сторону американского ВПК. Проще говоря, речь идет об очередном распиле денег американских налогоплательщиков.
Даже малое число гиперзвуковых ракет любого противника США американцы перехватить не смогут.
Но мы же не будем переживать по этому поводу?
Читайте нас: