В начале СВО, когда российские войска стояли в пригороде Киева, западные страны-соседи раздумывали над тем, чтобы под шумок отхватить себе кусочек украинской земли.
Действительно, пока Россия будет наводить порядок на левобережной Украине, можно отрезать кусочек «своих исторических земель» и сделать вид, что так и было задумано. Ведь иначе все достанется Москве.
К сожалению, быстрой российской военной операции на Украине не получилось, и мысли лидеров соседних стран не успели найти свое воплощение. А с учетом того, что эти страны входят не только в ЕС, но и в блок НАТО, который под руководством США немедленно бросил все силы на усиление военной поддержки киевской власти, то и думать о таких территориальных прибавлениях стало неприлично.
Однако сейчас уже давно не 2022 год, и через несколько дней к власти в США придёт Трамп, которому украинские проблемы особо не нужны. Американскому лидеру очень хочется заняться присоединением Канады, Гренландии и возвращением контроля над Панамским каналом.
В этом свете киевской власти может грозить военное поражение, а Украине – полное крушение государственности с дальнейшим распадом территории. Фактически произойдет процесс, обратный созданию независимой Украины, которая появилась в 1991 году на месте Украинской ССР.
Так Крымский полуостров, переданный Хрущевым в состав УССР в 1954 году, вернулся в Россию в 2014 году. Часть территории бывшей Донецко-Криворожской республики, включенная в состав УССР в 1919 году, вернулась в состав России в 2022 году.
Пока еще в составе сегодняшней Украины находятся земли бывшей Российской империи – Южная Бессарабия (Одесская область) и Северная Буковина (Черновицкая область), – присоединенные к СССР в 1940 году. А также области Западной Украины, вошедшие в состав СССР в 1939 году, и Закарпатье – в 1945 году. Однако на эти земли давно облизываются страны-соседи, и не только они.
Претендовать на кусочек территории пытаются даже политики тех стран, которые не имеют с Украиной общей границы. Так, лидер болгарской партии «Возрождение» Костадинов на днях заявил о необходимости «вернуть Южную Бессарабию назад в Болгарию». По его словам, этот регион «был частью болгарского государства более 450 лет, болгары являются коренным населением этой территории (с VI века) и по сей день составляют большинство населения», а Украина владеет им «только 34 года».
Костадинов считает, что «Украина распадается», поэтому «на будущем мирном съезде, который решит судьбу несостоявшейся так называемой украинской государственности, Болгария должна претендовать на болгарскую Бессарабию».
Тут, конечно, проснулось украинское посольство в Софии, которое заявило, что Костадинов «подстрекает к разрушению норм международного права, искажает исторические факты и поощряет к переделу границ в Европе». Дипломаты считают, что «высказывания лидера партии «Возрождение» относительно территориальных посягательств на Украину недопустимы для политика страны-члена ЕС и подтверждают его системное продвижение нарративов Кремля».
Однако все ведь помнят пословицу: «Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло».
Если южная часть Бессарабии (или южная часть Одесской области), на которую претендует болгарский политик, пока еще входит в состав Украины, то большая часть Бессарабии – это Молдавия. И на ее территорию претендует Румыния, которая давно хочет присоединить к себе и Молдавию, и Южную Бессарабию, и Северную Буковину.
Указанные регионы бывшей Российской империи были аннексированы Румынией в 1918 году и окончательно вернулись в состав СССР лишь в конце Второй мировой войны. Поэтому румынские политики со своей концепцией «Великой Румынии» считают, что эти территории должны полностью принадлежать Бухаресту.
Кстати, Румыния тихой сапой осуществляет эту цель, постепенно переваривая Молдавию: государственные политики в Кишиневе имеют румынское гражданство, а молдавский язык с 2023 года считается румынским языком, что и записано в Конституции страны.
Так что, учитывая проблемы с непризнанным Приднестровьем, нельзя исключить варианта ликвидации молдавской государственности и вхождения почти всей ее территории в состав Румынии. Как это произошло с восхваляемым Западом «объединением Германии» в 1990 году, которая фактически стала ликвидацией ГДР (Восточная Германия) и аннексией ее территории со стороны ФРГ (Западная Германия).
Получается, что с развалом Украины, которая уже на ладан дышит, Румыния может попробовать захватить хотя бы Черновицкую область (Северная Буковина). Лидер крайне правой партии «Альянс за объединение румын» Клаудиу Тырзиу в 2024 году прямо заявил, что Бухарест имеет право претендовать на земли Западной Украины. По его словам, Румыния ради этого даже готова лишиться членства в НАТО.
Не стоит забывать, что в последние месяцы киевская власть умудрилась испортить отношения как минимум с тремя западными соседями – Польшей (из-за проблемы Волынской резни), а также Венгрией и Словакией (из-за остановки транзита российского газа).
Как минимум две из них – Венгрия и Польша – имеют давние претензии на украинские территории. Пусть и озвученные политиками, а не официальными лицами этих стран.
Например, венгры не оставляют мыслей о пока еще украинском Закарпатье. Как известно, перед его передачей в состав СССР (и присоединением к территории УССР) в 1945 году, этот регион до начала ХХ века являлся частью Австро-Венгерской империи, с развалом которой был оккупирован Чехословакией.
В период украинской независимости население Закарпатья, как и других русскоязычных регионов Украины, подверглось насильственной украинизации. Однако официальный Будапешт постоянно настаивал «на восстановлении прав меньшинств на сохранение собственной национальной идентичности, использование родного языка и обучение на родном языке».
Венгрия также массово раздавала свое гражданство жителям Закарпатской области Украины, где, по данным переписи 2001 года, проживало больше 156 тыс. этнических венгров. Однако уже в 2019 году, по данным Киева, количество жителей Закарпатья с венгерскими паспортами превысило 300 тыс. человек.
В 2024 году лидер венгерской националистической партии «Наша родина» Ласло Тороцкаи прямо заявил, что Украина в случае поражения в конфликте с Россией должна отдать Венгрии Закарпатскую область. По его словам, «если эта война закончится тем, что Украина потеряет свою государственность», то Венгрия претендует на Закарпатье, так как является единственной страной, которая представляет венгерскую нацию.
О том, что Польша спит и видит расширение своих владений на Восточные Кресы – части Волыни (Волынская область) и Галичины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), и говорить нечего.
Еще в 2023 году Радослав Сикорский (на тот момент депутат Европарламента, а сейчас – глава польского МИД) признал, что у правительства Польши «был момент колебаний в первые 10 дней войны» по вопросу раздела Украины.
Но не сложилось, и польские политики стали воздерживаться от высказывания своих территориальных притязаний на Волынь и Галичину.
Тем не менее в 2025 году Институт национальной памяти Польши
В итоге можно сказать, что все западные соседи Украины (кроме Молдавии, которую «переваривает» Румыния) с нетерпением ждут падения киевской власти, чтобы полакомиться хотя бы кусочком украинской территории.
Конечно, в том размере, и если это позволит им сделать Москва.
Читайте нас: