21 декабря 2024 г. Азербайджан и Россия подписали соглашение о сотрудничестве по развитию транзитных грузоперевозок по транспортному коридору «Север – Юг»,
«В рамках визита в Москву мы встретились с заместителем председателя правительства РФ Виталием Савельевым и министром транспорта Романом Старовойтом. В ходе встречи мы обсудили развитие международного транспортного коридора "Север-Юг", в том числе реализацию автомобильных перевозок».
По итогам переговоров было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве по развитию транзитных грузоперевозок по МТК "Север – Юг", призванное повысить эффективность логистических связей и увеличить потенциал западной прикаспийской ветки маршрута. Соглашение «определяет условия сотрудничества двух стран по развитию железнодорожной инфраструктуры и транзитных перевозок»,
А уже через несколько дней, 25 декабря, по итогам визита в Тегеран вице-премьеров правительства РФ Виталия Савельева и Алексея Оверчука
Москва и Тегеран планируют вскоре завершить переговоры
МТК "Север - Юг.
Речь идет о новых ж. д. связках на этом маршруте и реконструкции действующих путей. Выбор же порта Бендер-Аббас обусловлен провоцируемой США и Израилем военно-политической напряженностью в бассейне Персидского залива и Ормузского пролива, соединяющего этот залив с Индийским океаном. Указанный порт расположен у побережья Индийского океана, находясь в относительном соседстве с портами заинтересованных в стабильном функционировании МТК Пакистана и Индии. Другие подробности пока не сообщаются официально, однако в случае серьёзного подхода к реализации данного инфраструктурного проекта он может стать одной из крупнейших зарубежных строек за всю историю постсоветской России.
Всё более тесное партнерство с Ираном в логистической сфере проявилось и в достижении на
Речь идёт о соглашении о поставках в 2024-25 гг. 200 иранских грузовых вагонов в страны Содружества. По имеющейся информации, они будут использоваться в Азербайджане, Туркменистане и Узбекистане, что обусловлено высоким ростом спроса на перевозочные средства в этих странах ввиду развития по их железнодорожной сети международных грузовых транзитных перевозок, особенно между Китаем и его партнёрами в Европе, Иране и сопредельных странах. По словам президента железных дорог Ирана Джаббара Али Закери, «мы также достигли соглашения по разрешению иранским грузовым вагонам перемещаться по Узбекистану и Таджикистану: подписан протокол с этими странами». В ближайшей перспективе возможно использование иранских вагонов в рамках транзитного коридора РФ – Азербайджан – Иран. При этом в Тегеране не забывают и о бездействующем с начала 1990-х годов кавказском транзитном коридоре, соединяющем порты Грузии с Арменией, Азербайджаном и Ираном через Джульфу на территории Нахичеванской автономии Азербайджана. Здесь, правда, иранцы сталкиваются с мощной конкуренцией в виде турецко-азербайджанского проекта т. н. «Кавказского железнодорожного кольца», в рамках которого Анкара и Баку планируют добиться открытия железнодорожного и автомобильного сообщения через Сюникскую область Армении на выгодных для тюркского тандема условиях, что вызывает определённое беспокойство в Тегеране. Известные договоренности Москвы, Баку и Еревана 2020-21 гг. о разблокировании транзитных артерий в Закавказье не получили практической реализации, да и текущая динамика армяно-российских и азербайджано-российских отношений не исключает новых осложнений. С 30 декабря, в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями, КПП «Агарак» на реке Аракс перешёл под контроль армянских пограничников, а 19 декабря премьер-министр Армении Н. Пашинян
За реализацией проекта МТК «Север – Юг» также внимательно следят в Индии и Пакистане. Так, в ноябре через Иран в Махачкалу
Не менее интересной видится информация о запланированном уже на март 2025 года пилотном запуске грузового поезда между Россией и Пакистаном через Азербайджан и Иран, что укрепит логистическую связь между Центральной и Южной Азией. Министр энергетики Пакистана Авайс Ахмад Хан Легари подчеркнул стратегическое значение проекта, отметив, что двустороннее сотрудничество направлено исключительно на взаимную выгоду. Отвергая абсурдные домыслы Запада, министр
Окончательное формирование трансграничного маршрута и его максимально «бесшовное» функционирование способствует повышению конкурентоспособности МТК «Север – Юг» в сравнении с кружным путём через Суэцкий канал. Кроме того, он впервые соединит по кратчайшему маршруту Россию и страны Евразийского экономического союза с макрорегионом Южной Азии. Помимо трёх железнодорожных связок между Пакистаном и Индией, альтернативой которым может служить иранский порт Чабахар, не следует забывать о «китайско-пакистанском транспортном коридоре», соединяющем порты Гвадар, Карачи, Пасни с железнодорожной сетью Поднебесной. «В подключении Пакистана к коридору Север – Юг заинтересована и Россия, –
Таким образом, речь идёт о формировании евразийской транспортно-логистической системы (включающей в том числе порты прикаспийских стран, Ирана, Пакистана и Индии), эффективно обеспечивать безопасность которой, а также вести переговоры по урегулированию имеющихся конфликтов можно было бы в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Иначе проблемы неизбежно будут возникать и множиться, будучи обусловлены как наследием западного колониализма, так и объективными противоречиями между соседними странами. К примеру, полномасштабные боевые действия на афгано-пакистанской границе (не признаваемая в Кабуле «линия Дюранда») хотя вроде бы и не затрагивают МТК «Север – Юг», но едва ли позитивно скажутся на реализации проектов, предполагающих связь государств Центральной Азии с Пакистаном через территорию Афганистана (TAPI и Трансафганская железная дорога). Неуёмное стремление США и Израиля втянуть Иран в большую войну также, мягко говоря, не добавляет определённости. Напомним, межправительственное соглашение о создании международного транспортного коридора «Север – Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном ещё в 2000 году, то есть без малого четверть века назад.
Примечание
(1) «Иран пока готов предоставить менее 20% участка пути Решт – Астара в рамках международного транспортного коридора (МТК) "Север – Юг" для предпроектных работ с целью совместного строительства железнодорожного участка, –
Читайте нас: