Сегодня на полуострове отмечают юбилей возобновления пассажирского железнодорожного сообщения с Россией.
25 декабря 2019 года навсегда в крымских сердцах. Ночной сумрак еще охватывал станцию Керчь-Южная, а на перроне гудела огромная толпа. Цветы, флаги, духовой оркестр. Шум замер, когда со стороны пролива один за другим раздались гудки локомотива. Громовое «ура» заглушило стук вагонных колес. Люди не скрывали слез радости. Тогда, впервые за пять лет транспортной блокады, по новому мосту в Крым буквально ворвался первый поезд из России.
Это был фирменный состав «Санкт-Петербург-Севастополь». После Керчи его невероятно торжественно встречали на станциях Владиславовка и Джанкой, в Симферополе, Бахчисарае и конечной точке, на вокзале Севастополя. Севастопольцы пели гимн родного города «Ты лети, крылатый ветер», пили шампанское, танцевали вальс.
Естественно, везде присутствовал полный набор официальных лиц. Однако десятки тысяч простых крымчан сами пришли убедиться – вот он, долгожданный поезд.
Пишу эти строки, и комок в горле. Точно такое же невероятное счастье пришлось испытать, когда видел колонны российской военной техники на дорогах Крымской Весны. А еще, когда в майском небе 2014 года волна за волной летели над Севастопольской бухтой наши самолеты. И все это значило, что будем жить.
Полтора столетия подряд единственная железнодорожная колея шла сюда со стороны Малороссии, потом Советской Украины. Десять лет назад отряд бандитов-бандеровцев разобрал рельсы на юге Херсонщины. Крым оказался отрезан от важнейшего логистического маршрута.
Не забыть злобу киевских упырей, называвших строящийся Крымский мост «декорацией Мосфильма». Возобновим хронику событий. 23 декабря 2019-го президент РФ лично проехал на спецпоезде из Керчи в краснодарскую Тамань. Керченский пролив он пересек в кабине машиниста. Здешние соцсети долго постили перефраз известного анекдота «непонятно, кто в поезде, только машинистом у них Путин». Ну и вспоминали, как Владимир Владимирович открывал автодорожную часть моста, прокатившись над морем за рулем «КамАЗа».
Прямо на железнодорожной станции Тамань глава государства в режиме телемоста дал отмашку старту первой пассажирской «Таврии» с Московского вокзала Санкт-Петербурга в Севастополь. Именно она открыла регулярное железнодорожное сообщение Крыма с другими регионами Российской Федерации. Следом в тот же день отправился в путь фирменный двухэтажный состав «Москва-Симферополь». Дорога заняла без малого двое суток. На встрече 25 декабря полуостров чуть ли не вопил от счастья.
Нынешнее торжество всколыхнуло прежние чувства. Словно в честь юбилея, в Никитском ботаническом саду расцвели подснежники. «Как и пять лет назад, когда мы все вместе встречали этот первый поезд, жители пришли и действительно радовались, отмечали, праздновали... Кто-то целовал вагоны, потому что, конечно, впервые без каких-то паромов поезд дошел самостоятельно и очень комфортно», – делится сегодняшними эмоциями замгубернатора Севастополя Мария Литовко.
По ее информации, за прошедшие годы с материка на первую платформу Севастопольского городского вокзала прибыло больше трех тысяч пассажирских составов. «645 тысяч пассажиров ступили на этот перрон. Значимая цифра. Тем не менее, горожане и туристический бизнес постоянно просят увеличивать количество рейсов», – добавила Литовко.
Характерное уточнение от первого замдиректора Крымской железной дороги Алексея Красоткина. Он подчеркнул, что к новогодним праздникам «все пассажирские поезда в Республику Крым и Севастополь ходят повышенной длины», но все равно «их наполнение не ниже 90%» и свободных мест практически нет.
Праздничный день, вроде бы, не лучшее время обсуждать проблемы. Хотя жители полуострова до сих пор не могут получить внятного ответа, почему абсолютным монополистом крымского направления стала частная компания-перевозчик «Гранд Сервис Экспресс». Увы, государственный холдинг «Российские железные дороги» так и не решился появиться в российском Крыму. Результатом непонятной бизнес-игры стали дикие, по-настоящему спекулятивные цены на летние билеты, полное отсутствие льгот для студентов и прочий беспредел, который РЖД не допускает на материке. Зато на крымских просторах дельцы «Гранд Сервиса» творят, что хотят.
Впрочем, главная тема юбилея куда более оптимистична. Народ громко говорит, мол, пора возвращаться на классический маршрут. Ехать из Москвы в тот же Симферополь двое суток нынешним кружным путем – слишком долго, слишком утомительно. Прежняя прямая дорога через Харьков и днепропетровское Синельниково была гораздо быстрее и удобнее. Тем более, следующая станция запорожского Мелитополя давно уже наша. Отсюда до приграничного крымского Чонгара рукой подать.
В общем, по единодушному мнению решительной севастопольской публики, пришел срок забирать всю дорогу.
Читайте нас: