Дональд Трамп еще не занял Овальный кабинет, а уже сделал ряд резонансных заявлений, вызвавших крайне негативную реакцию со стороны "партнеров". Одно из таких заявлений – о намерении ввести 25%-ные пошлины на товары из Мексики и Канады. Свое намерение республиканец аргументировал тем, что соседи США якобы неспособны сдержать поток нелегальных мигрантов и наркотиков. Еще больший резонанс вызвало высказывание Трампа о том, что Вашингтон будто бы субсидирует мексиканскую и канадскую экономики. При этом будущий президент предложил решить проблему путем включения двух стран в состав США. После этого Трамп полусерьезно, полушутя стал называть канадского премьер-министра – "
Абсурдность сложившейся ситуации придает тот факт, что всего четыре года тому назад Трамп называл Мексику и Канаду (дословно) "чудесными торговыми партнерами Соединенных Штатов". Что же произошло за несколько лет? С чем связаны высказывания Трампа?
На протяжении последних лет главной заботой американского правительства является спасение долларовой пирамиды. На данный момент в качестве основного сценария рассматривается торговое объединение США, Канады и Мексики. Формирование нового рынка началось еще в 1992 году, когда ничто не предвещало будущего кризиса долларовой системы. Именно тогда было подписано Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, или NAFTA). Этим документом предусматривалась отмена большинства таможенных ограничений на перемещение товаров.
Декларировалось, что договор позволит создать крупнейший рынок в мире. Общая площадь США, Канады и Мексики составляла 21 млн квадратных километров. На сегодняшний день совокупное население трех стран превысило 510 млн. В случае слияния это будет третий по масштабам потребительский рынок, после Индии и Китая. И возможно, первый по покупательной способности. США, Канада и Мексика декларируют совокупный номинальный ВВП в 31 трлн долларов. Утверждается, что это почти 30% мировой экономики. Наличие этих цифр используется для того, чтобы завлечь новым рынком потенциальных контрагентов. Их привлечение и должно расширить сферу применения доллара. Повторимся, новый рынок необходим, чтобы завлечь инвестировать в доллар.
Одна деталь: чтобы реализовать эту схему, сначала необходимо обеспечить полный контроль над этим рынком. Как это сделать, если новый рынок изначально позиционируется как "абсолютно свободный"? Договор о NAFTA, вступивший в 1994 году, предусматривал особый порядок урегулирования споров между инвесторами и государствами. Соглашение предусматривало создание межгосударственного арбитража, который бы рассматривал иски корпораций к правительствам стран-участниц. Создание такого арбитража поставило бы крупные корпорации в преимущественное положение перед государствами. По сути, с помощью арбитража корпорации смогли бы определять политику государств-участниц. То есть заправлять на новом рынке. Причем больше всего от реализации этой схемы выигрывали корпорации того государства, в юрисдикции которого бы оказался арбитраж. США настаивали, чтобы такой арбитраж находился у них и был постоянно действующим. Естественно, что при таком подходе арбитражные процедуры устанавливали бы американцы.
Но против такого решения вопроса выступила Канада. Канадское правительство ратовало за то, чтобы для решения каждого спора создавался отдельный арбитражный орган. Причем создавался на основе механизма, разработанного в рамках Европейского соглашения о свободной торговле (FTA). FTA предусматривало обязательное участие в разрешении споров европейских юристов. Конкретно речь шла о подключении британских правоведов.
Такая позиция была связана с тем, что Канадская федерация – это монархия, во главе с британским королем. Юридически – это владение английского монарха. И в случае создания североамериканского рынка он рисковал это владение потерять. Поэтому Лондон на словах поддерживал идею создания торгового блока, а на практике всячески ее торпедировал.
В 2018 году НАФТА было заменено новым соглашением United States – Mexico – Canada Agreement, сокращенно USMCA. В 2020 году этот договор вступил в силу. Тогда Трамп и назвал Мексику и Канаду "чудесными торговыми партнерами".
USMCA предполагало некоторые уступки Мехико и Оттаве. В частности, предусматривало расширение их квот на поставки автомобилей и продовольственных товаров в США. В свою очередь "партнеры" согласились на постоянно действующий арбитраж – Международный торговый суд. Предполагалось, что этот орган будет дислоцироваться в США. Больше того, оговаривалось, что он сможет разрешать любые торговые споры, возникавшие в рамках USMCA.
Еще одной особенностью нового договора являлось согласие ввести единую систему валютного регулирования. В случае реализации этой договоренности курс валют фактически бы определял Центробанк с наиболее крупными золотовалютными активами. Конкретно – ФРС.
В этот раз канадское правительство не стало дискутировать. Оно прибегло к другой тактике – самоустранилось от согласования формата проектируемого арбитража, а также порядка валютного регулирования. Как следствие, льготы для канадских товаров были введены, а положения, необходимые американцам, не заработали. Поэтому Трамп еще до вступления в должность и занялся шантажом.
Проблема заключается в том, что США необходимо спешить. У хозяев ФРС уже нет времени для того, чтобы возиться со своими "партнерами". И в этих условиях они настроены действовать максимально жестко, не церемонясь. А значит, нам предстоит наблюдать новый виток англосакского соперничества. При этом никого из соперников не будет смущать тот факт, что каждый из них станет топить не врага, а формального "партнера". Воистину опаснее врага может быть только "партнер".
Читайте нас: