Принятое на днях решение Вашингтона
11 ноября президент Сербии Александр Вучич
Согласно официальным данным, российская «Газпромнефть» владеет 50% акций NIS, «Газпром» – 6,15%, Сербия (госакции) – 29,87%, оставшаяся доля (примерно 14%) – сербские компании. Российская нефть поступает через нефтепровод Janaf от хорватского порта Омишаль примерно 600 км, частично проходящий через Республику Сербскую (на севере Боснии и Герцеговины). В значительно меньших объёмах поставки идут по железной дороге через Словакию и Венгрию и по
По поводу перспектив складывающейся ситуации Вучич настроен
Не приходится сомневаться, что за океаном добиваются того, «чтобы мы [Сербия] ввели санкции против РФ. Это нереально. Может быть, уменьшить долю русских, сделать ее менее 50% – будем вести переговоры с русскими. У них 56%, мы купим часть, а дальше как будет… Предстоят тяжёлые решения или вообще ничто не поможет».
Согласно не опровергнутым
Со своей стороны, Хорватия с начала 2020-х годов регулярно повышает ставки за нефтетранзит, периодически ограничивает перекачку под техническими предлогами. Создание же нефтепровода Венгрия – Сербия «подвязывается» к американским (пока американским) санкциям, если юридическим получателем нефти будет та же NIS. Кроме того, могут быть введены санкции и против венгерских компаний-участниц данного проекта.
В этой связи представляется, что в нынешних внешнеполитических условиях, с одной стороны, более целесообразны межгосударственные соглашения по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. К тому же, российская «Транснефть», привлечённая к трубопроводному проекту Венгрия – Сербия, включена в санкции США, ЕС и Великобритании. С другой стороны, не исключается, что упомянутые межгосударственные соглашения могут ускорить введение санкций уже против Сербии и Венгрии.
Почти замкнутый круг?..
Думается, изначальной ошибкой было то, что в первой половине 1970-х годов по политическим причинам СССР отказался (1) от продления венгерского участка «Дружбы» непосредственно в Сербию и далее к черногорскому порту Бар. В то же время во второй половине 1970-х годов был реализован – с лоббированием со стороны лидер СФРЮ хорвата И.Б. Тито – проект продолжения «Дружбы» из Венгрии к хорватскому порту Омишаль (проект «Дружба – Адрия») для растущего экспорта советской нефти за пределы социалистических стран.
Сеть экспортных трубопроводов (границы указаны по состоянию до 2014 года)
Таким образом, Сербия зависит от транзитной политики соседней Хорватии, несмотря на периодические метания отдельных политиков, полностью присоединившихся к антироссийским санкциям. Кроме того, и в период агрессии НАТО, и позже в Загребе прерывали поставки нефти как Сербии, так и Республике Сербской. Ещё в конце февраля с. г. МИД Сербии направило хорватам ноту протеста в посольство из-за
Сербия ведёт «двойную политику, одновременно пытаясь стать ближе и к ЕС, и к России, но в конце концов ей придется выбрать сторону, – разоткрвоенничался тогда Грлич-Радман. – Он [Вучич], возможно, трабант [в Священной Римской империи обслуживающий персонал. – Прим. ред.] или сателлит России. Но мы, как союзники и партнёры США (выделено ред.), не позволим русским оказывать какое-либо влияние, в том числе на стабильность Западных Балкан».
В ноте сербского МИД было сказано, что такое заявление «продолжает создание атмосферы ненависти к нашей республике и сербскому народу, нарушает принципы общей политики содействия миру и стабильности в регионе», являясь «вмешательством во внутренние дела страны».
Сам А. Вучич в ответ заявил, что «министр лжёт, оскорбляет сербский народ и угрожает. Я никогда не был ничьим мальчиком на побегушках и слугой, чего нельзя сказать о Грлич-Радмане». И это действительно так: несмотря на откровенное выкручивание рук, Сербия стремится проводить ответственную политику, не присоединяясь к антироссийским санкциям и придерживаясь принципов международного права, давно и безоговорочно отринутых коллективным Западом.
Примечание
(1) Это было связано в том числе с неоднократными отказами СФРЮ предоставить СССР в аренду ВМФ-базу в одном из югославских портов на Адриатике. Проблема эта возникла после 1960 года, когда сталинистская Албания с поддержкой от КНР, Югославии и Греции добилась ликвидации советской ВМФ-базы в южноалбанской Влёре – на стыке Адриатики и Средиземного моря, позволявшей контролировать пролив между этими акваториями.
Заглавное фото: index.hr
Читайте нас: