Осада Дубровны
Русские развивали наступление по всему фронту (
Серьёзным успехом стала капитуляция Могилёва, крупнейшего торгового центра восточной части Великого княжества. Город имел серьёзные укрепления: замок (Верхний город), старый город и вал; отдельно была укреплена заднепровская часть города, и мог оказывать длительное сопротивление. Однако польско-литовское командование не подготовило город к обороне, постоянного гарнизона не было. Горожане, не желая осады и разрушений, открыли ворота русским войскам 26 августа (5 сентября). За это царь сохранил за городом прежние права и вольности: самоуправление, свободу веры и магдебургское право, освобождение от военной службы.
Затем войска Трубецкого 31 августа (10 сентября) 1654 г. взяли Шклов, 28 сентября (8 октября) – Горы. И двинулись к последней литовской крепости в Поднепровье — Дубровне.
Это была небольшая крепость, принадлежавшая старосте Ежи Глебовичу. Гарнизон крепости состоял из 100 человек наёмной пехоты и нескольких сотен вооружённых мещан и шляхтичей.
В августе к Дубровне вышел отряд воеводы Ф. Каракина. Не имея осадной
Царь Алексей Михайлович в это время приказал командующим избегать штурмов и ненужных потерь, вынуждая противника к сдаче осадой. Гарнизон упорствовал, предложения о сдаче отвергал. Однако ситуация для литовцев ухудшается. В октябре на смену Черкасскому приходят полки Трубецкого, из-под Смоленска перебрасывают артиллерию, в том числе большие «голанские пищали».
Литовский гарнизон попытался помешать установить осадные пушки, сделал вылазку. Полки Черкасского противника отбросили, загнали обратно в крепость. Началась бомбардировка. Под прикрытие огня царские войска рыли траншеи, приблизив их к стенам.
22 октября гарнизон сложил
«… шляхты лучшие выбрав, прислать к государю, а достальную шляхту велеть посылать на Тулу, а мещан и уездных людей роздать ратным людем с семьями, а город Дубровну выжечь».
В конце октября город сожгли.
Русские стрельцы XVII века. Источник:
Осада Витебска
Северная армия Шереметева ещё 14 (24) августа 1654 г. осадила Витебск. Наряду с Полоцком, Витебск был важнейшей крепостью северо-востока Великого княжества Литовского и крупным экономическим центром.
Город имел серьёзные каменные укрепления, включавшие три замка. Верхний замок — деревянный с 7 башнями (2 из них с воротами) и небольшим фортом, построенный на каменном основании прежней крепости. Был сильно поврежден в ходе пожаров 1614 и 1626 годов и к началу осады находился в плохом состоянии. Нижний замок — каменный замок с 14 деревянными башнями, прикрывающими посад, 922 м по периметру стен. Взгорный замок — деревянный замок с 11 башнями, 1800 м по периметру стен.
Правда, укрепления к середине XVII века устарели, особенно сказывалось отсутствие бастионов и слабость артиллерии. Большую часть пушек увезли в Смоленск ещё в период Смоленской войны. Кроме того, гарнизон такой важной крепости был слабым: одна драгунская рота (около 100 человек). В начале войны её усилили 800 местными ополченцами и 42 пушкарями. Также в город стеклась местная шляхта. Запасы боеприпасов и провиант были небольшими.
Силы Шереметева у Витебска насчитывали более 3 тыс. пехоты. Он обложил город заставами, предложил почётную капитуляцию. Защитники отказались сдаваться. Остальные силы и конница Шереметева брали другие крепости и контролировали окрестности. Так, во время осады полк воеводы Семёна Стрешнева взял Озерище, Усвят и Себеж. Также русские войска дважды совершали рейды в район Вильно, опустошая окрестности и рассеивая отряды литовской шляхты.
В сентябре прибыл запорожский отряд, но его затем отозвали под Смоленск. Вместо него из-под Смоленска перебросили два солдатских полка. Численность осаждающих войск теперь насчитывала более 4 тыс. пехоты. После капитуляции Смоленска к Витебской крепости перебросили подкрепления с артиллерией.
План Витебска 1664 года
Штурм и сдача крепости
18 августа царские войска попытались с ходу взять город, но штурм был отбит. Под впечатлением больших потерь, понесенных при штурме Смоленска в начале сентября, царь Алексей Михайлович запретил проводить штурм. Шереметев доносил государю:
«Над Витепском промышлять заговором и подкопом и зажогом и приступать не велено, чтоб твоим государевым ратным людем изрону не было; и по твоему государеву указу мы, холопы твои, о заговоре к витепским сидельцом посылали многожды, чтоб тебе, государю, добили челом и город сдали, и витепские, государь, сидельцы про сдачу города нам, холопем твоим, отказали, а приступать без твоего государева указу не смеем».
Осада затягивалась: гарнизон сдаваться не хотел, совершал вылазки. Осаждающих сил было недостаточно. Шереметев постоянно просил у верховного командования подкрепления, артиллерию и военных инженеров. Все главные и лучшие силы армии были сконцентрированы у Смоленска. Затягивание осады грозило тем, что литовцы пришлют подкрепление. Ситуацию спасло то, что полки Трубецкого разбили армию литовского гетмана Радзивилла.
Приближалась зима. 29 октября (8 ноября) Шереметев получил разрешение государя предпринять любые действия, а в случае неудачи отступить:
«Велено вам над Витепским промышлять всякими обычаи, и будет в Витепску мужики засидятся… и города Витепска не здадут, а вам… дойдет время от Витепска отступить».
17 (27) ноября 1654 г. русские полки пошли на решительный штурм. Он увенчался успехом. Войска взяли часть укреплений, и горожане, уставшие от осады, сдали два замка без боя. Остатки гарнизона укрылись в Верхнем замке и сдались 22 ноября (2 декабря). Через неделю подошёл польско-литовский отряд Коморовского, но отбить крепость не смог.
В результате русская армия захватила стратегические крепости на северо-западе Великого княжества Литовского – Полоцк и Витебск. Противник потерял возможность атаковать центральную русскую армию на смоленском направлении с северного фланга. Были обеспечены коммуникации по Западной Двине.
В это же время действующий отдельно от армии Шереметева псковский отряд воевод Салтыкова и Елагина был направлен в польскую часть Ливонии и 8 (18) октября осадил Люцин (Лужу). Базируясь в осадном лагере под Люцином, воеводы отправили отряд под Резицу (Розиттен), которая капитулировала 12 (22) октября. Осада Люцина продолжалась до конца ноября. Русские взорвали часть стены, и гарнизон сложил оружие.
Старый Быхов
Осада Старого Быхова на южном фланге была практически единственной неудачей русской армии в ходе наступления 1654 г.
Город, принадлежащий подканцлеру литовскому Казимиру Льву Сапеге, был лучше других подготовлен к обороне. Город имел большой вал высотой 7-8 м и шириной у подножья 30 м, усиленный 11 бастионами и равелинами. В город вели трое ворот. С востока город был прикрыт Днепром и каменным замком. Крепость была хорошо снабжена провиантом и боеприпасами на более чем годичную оборону. Гарнизон был крепким – более 4 тыс. человек (включая до 1 тыс. наемников и профессиональных солдат) при 30 пушках.
Поэтому казачий корпус Золотаренко, который, последовательно захватив города Речицу, Жлобин, Стрешин, Рогачёв, Гомель (после двухмесячной осады), Чечерск, Пропойск и Новый Быхов, Старый Быхов взять не смог.
Казаки, половина которых совершала рейды на вражеской территории либо уже вернулась домой с добычей, и без осадной артиллерии, осадили крепость. Но гарнизон, который не испытывал нужду в припасах, сдаваться не собирался.
В конце ноября казаки сняли осаду и отошли на «зимние квартиры» в Новый Быхов, где была их основная база. В результате русская армия не смогла захватить всю коммуникацию по Днепру.
Стоит отметить, что у малороссийских казаков Золотаренко и царского командования возникли трения по поводу «поведения» казаков. Они вели себя традиционно, как на вражеской территории. В те времена войска кормились с земли, местного населения. Убивать «ляхов и жидов» было в порядке вещей. Разоряли и грабили городки, поселения и поместья. При этом многие западнорусские города (Литовская, Белая Русь), шляхта и горожане сдались без боя, принесли присягу царю. Царь гарантировал им безопасность, неприкосновенность прав и имущества.
Шляхта и мещане жаловались царю на лихих казаков. Местами создавали отряды самообороны. Государь приказал воеводам поддерживать порядок. По селам и местечкам расставили караулы «для обереганья людей». Золотаренко сердился, спрашивал: «Что ж мы будем есть, если нам хлеба, коров и лошадей не брать?»
Итоги
Кампания 1654 г. была очень успешной. Взяли 33 города! Включая важнейшие экономические центры, города-крепости на севере – Полоцк и Витебск, в центре – Смоленск, Оршу, Гомель, на юге – Гомель, Новый Быхов и Могилёв.
Русская армия заняла важнейшие переправы на Западной Двине, Березине и Днепре. Литовская армия была разгромлена, потеряла основные крепости на востоке. Русские открыли путь на Вильно. Наступление польских войск в Малороссии было отражено.
Между тем в России продолжалась страшная чума, которая унесла до десятой части населения страны. Особенно сильно пострадала Москва, потерявшая более половины населения. Но большая часть населения спаслась. Кто-то разбежался по лесам и полям, рыли землянки, строили временные жилища. Другие заперлись в домах и отсиделись. Русь оживала. В Москву вернулись власти, наводили порядок.
Зимой тогда предпочитали не воевать, отводили полки на «зимние квартиры». От болезней, непогоды и нехватки пищи войска несли такие потери, что с ними не сравнились никакие сражения. Государь Алексей Михайлович велел разместить в городах гарнизоны, остальные войска отводились домой. Дворянам и детям боярским разрешалось до весны разъехаться по поместьям.
Зимой 1654–1655 г. литовский гетман Радзивилл, собрав новую армию в Минске, начал контрнаступление. Смог занять несколько малых городов, включая пепелище Дубровны. Осадил Новый Быхов, но казаки Золотаренко отбились. Затем литовцы в феврале 1655 г. осадили Могилёв, но гарнизон воеводы Андрея Воейкова отбил несколько штурмов. В начале мая литовцы отступили. Началось новое русское наступление.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: