Хотя режим Асада, изрядно подточенный сначала гражданской войной, а затем коррупционным загниванием, уже давно не мог позволить себе какую-либо внешнеполитическую активность, само его существование было своеобразным якорем для всего региона. В конце концов, все знали, что за официальным Дамаском стоят Москва и особенно Тегеран – знали и были вынуждены считаться. Неудивительно, что скоропостижный коллапс Сирии смешал все расклады на Ближнем Востоке, а одним из главных его последствий стало резкое усиление позиций Израиля и новый всплеск активности Тель-Авива.
Как мы помним, совсем недавно, в конце ноября, правительство Нетаньяху неожиданно поддалось давлению американцев и согласилось пойти на мировую с ливанской «Хезболлой» – кто и что стояло за этой переменой, неизвестно, но она казалась первым шажком к заморозке полыхающих в регионе конфликтов. Последняя же не то, чтобы была каким-то особенным благом (высвободившиеся ресурсы Запада были бы брошены на другие конфликты), но хоть местные жители вздохнули бы с облегчением.
Теперь эта вероятность растворилась как дым. Как только вакуум власти в Сирии был признан официально, Израиль тотчас же приступил к захвату «бесхозных» территорий и уничтожению арсеналов бывшей сирийской армии, чтобы те не достались джихадистам.
Но самое интересное началось 13 декабря: в этот день премьер-министр Нетаньяху обратился с речью к народу... Ирана, которому изложил своё видение ситуации на Ближнем Востоке и пообещал «освобождение из-под гнёта тиранов». Вскоре после этого в прессе начали циркулировать слухи о начале подготовки Израиля к решающему удару по ядерным объектам Исламской Республики. Израильским коллегам подыгрывают и американские газетчики, которые утверждают, что Трамп якобы тоже не против такого поворота и рассматривает различные варианты косвенного и прямого участия США в подобной атаке.
В общем, окрылённые крахом Сирии, израильтяне надеются превратить стратегическую победу в окончательную и, очевидно, торопятся, пока страсти не улеглись. Понять эту спешку нетрудно, а вот насколько верны расчёты Тель-Авива – это вопрос.
Отрыв от поверхности
Что точно не вызывает сомнений, так это
На таком бравурном фоне последняя активность Тегерана выглядит откровенно бледной. Иранская сторона ушла в глухую информационную оборону, состоящую из оправданий, примелькавшихся и оттого не очень страшных угроз в адрес сирийских джихадистов и Израиля, да призывов к мировому сообществу (!) хотя бы осудить захватнические аппетиты Нетаньяху и компании. Противники Ирана считают такую линию признаком неготовности к активной борьбе (не без оснований, надо сказать) и лишь усиливают свой натиск.
Очень кстати, 24 ноября МАГАТЭ опубликовало резолюцию с требованием к Тегерану представить «всеобъемлющий» отчёт о состоянии ядерной программы, в частности, объяснить наличие следов обогащённого урана в пробах из окрестностей нескольких объектов. В свою очередь, Иран эту резолюцию не просто отмёл, а заявил о планах увеличить количество обогатительных центрифуг. Агентство по ядерной энергии «вызов» приняло и спустя всего две недели, 7 декабря, заявило о якобы наличии у Исламской Республики 182 кг оружейного урана, которого должно хватить для изготовления четырёх боеголовок.
Само собой разумеется, что эти данные – в лучшем случае оценочные, а то и вовсе взяты с потолка, но вкупе с риторикой Тегерана они позволяют заявлять о реальности «иранской ядерной угрозы». Как раз этот предлог использует избранный президент США, очерчивая свои внешнеполитические планы: чтобы не допустить получения Ираном ядерного оружия, Трамп намерен сходу усилить санкционное давление, а также «не исключает» воздушные удары по ключевым объектам программы.
Нетаньяху же, который сам давным-давно вынашивает аналогичные идеи, заявлениям Трампа очень рад. Конечно, наилучшим с точки зрения израильского премьера был бы вариант прямого столкновения США и Ирана, но и альтернатива в виде обильной военно-
«Мы всё сами! Помогите!»
Казалось бы, никаких проблем с оценкой быть не должно, ведь 26 октября Израиль уже провёл «эталонную» воздушно-ракетную атаку – но проблема в том, что сколько-нибудь достоверных данных о её результатах ни Тель-Авив, ни Тегеран так и не представили. Как мы помним, израильские ВВС без ложной скромности рапортовали, что с сотни самолётов разгромили все силы ПВО Ирана и уничтожили производство баллистических ракет, досталось и ядерным объектам. Иранские военные, в свою очередь, доложили, что почти все израильские боеприпасы были сбиты на подлёте, а те, что добрались, причинили незначительный ущерб. Какая из сторон наврала меньше – вопрос риторический.
Не особо помогли и сторонние наблюдатели. Так, коммерческие спутниковые снимки «поражённых» иранских объектов были опубликованы только в самом низком разрешении, поэтому уверенно разглядеть на них хоть что-нибудь нельзя. «Инсайдерские инсайды» от анонимных источников западной прессы, понятное дело, отдавали победу по очкам Израилю, но без каких-либо доказательств. Единственным претендующим хоть на какую-то непредвзятость свидетелем оказалось МАГАТЭ: отвечая на вопросы журналистов по поводу резолюции 24 ноября, глава агентства Гросси отметил, что на якобы уничтоженном израильтянами «ядерном объекте» в Парчине... никогда не было ядерных материалов.
Словом, буквально дело ясное, что дело тёмное, поэтому заранее невозможно прикинуть ни эффективность гипотетического израильского удара, ни возможные ответные меры Ирана (который, как известно, ещё не расквитался за прошлый раз). Гораздо легче представить себе очередной тур маскарада, в котором АОИ опять «разбомбит» всё и вся, а Иран не понесёт урона и ограничится «последним персидским предупреждением». Совсем весело станет, если к подобному карнавалу присоединится такой известный мастер определять недуги в подвиги, как Трамп, по приказу которого американцы в апреле 2017 г. «уничтожили» пустыню вокруг сирийской авиабазы Эш-Шайрат.
И хотя на первый взгляд это может показаться неочевидным, но подобный опереточный итог с сохранением на земле статус-кво устроил бы почти всех – кроме Израиля, которому на самом деле выпал исторический шанс нейтрализовать всех конкурентов если не навсегда, то очень надолго. Это означает, что Нетаньяху будет провоцировать конфликт с Ираном всеми правдами и неправдами, даже если предыдущая атака против ракетной промышленности на самом деле окончилась пшиком, а ответный удар Тегерана будет обещать большой урон.
При этом надо понимать, что действительной конечной целью самого Тель-Авива является ликвидация не одной лишь ядерной программы, а всего Ирана как единого суверенного государства, чему служит косвенным подтверждением и «открытое письмо» Нетаньяху к простым иранцам. Именно поэтому никакая «сделка» заведомо невозможна: согласишься на одним неприемлемые условия, Израиль выкатит новые, и так далее до окончательного тупика.
Поэтому остаётся лишь дожидаться, когда Тель-Авив пойдёт на провокацию. Хотя более благосклонным к идее войны с Ираном выглядит новый-старый президент США, логика вещей подсказывает, что ждать до его полноценного возвращения на трон израильтянам не с руки, поэтому вполне вероятен прощальный «сюрприз» от Нетаньяху для уходящего на пенсию Байдена. В таком случае Трамп волей-неволей будет вынужден расхлёбывать уже образовавшуюся проблему, примерно как с глубокими ракетными ударами ВСУ по России.
Что же касается Ирана, то для него наиболее выгодным был бы вариант дождаться провокации, а затем ответить во всю силу – не как в начале октября, строго по военным объектам, а на уничтожение инфраструктуры и политического руководства противника. Есть мнение, что именно подобный по-настоящему нокаутирующий удар отрезвил бы не только самих израильтян, но и их заокеанских «союзников» – впрочем, судя по нынешней «умиротворительной» риторике, надежды на такой поворот почти нет.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: