Лента новостей

07:45
Атака на Покровск - Дальше только Днепр - Новости
04:21
Из «Орла» в Iwami, или «Бородинец» по-японски
04:11
Парагвайская бойня
03:03
ВС РФ громят ВСУ на всех фронтах: новости СВО от 16 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1026-й день спецоперации России на Украине
02:32
Последний блицкриг Гитлера
01:00
Новак сделал прогноз по добыче угля в России в следующем году
00:57
Балет и порно очень похожи
00:29
Использование Docker для разработки и тестирования приложений  Использование Docker для разработки и тестирования приложений
00:13
Зеленский уже хамит Трампу
22:41
Вице-премьер Сербии: США требуют, чтобы мы стали врагами России
22:36
Шансы претендентов на повторных президентских выборах в Румынии
22:08
Доисторическая «пластика»: древнейшие следы манипуляций с рогами животных обнаружены в Египте
21:58
Американцы готовятся завезти в Киев троянского коня?
21:51
СБУ продолжает терроризировать население, запущен официальный чат-бот для доносов
21:50
Экологи пытаются просчитать последствия разлива мазута в Черном море
21:18
Странное пятно на Энцеладе: ученые ломают голову над тем, что это такое, и почему оно исчезает
21:08
Американцы готовятся завести в Киев троянского коня?
20:30
6G на пороге новой эры: как умная антенна переосмысливает передачу данных?
20:14
Ряды украинских диверсантов не редеют, российским силовикам не всегда удается предотвращать диверсии
20:08
Российско-украинский конфликт находится на самом опасном этапе, утверждает китайский ученый
20:06
На Украине шеф-повар устроил кулинарное шоу в Киево-Печерской лавре
19:28
PlayStation 5 превратили в ноутбук за $2750, который ревёт как пылесос
19:24
В Турции заговорили о реанимации проекта газопровода из Катара
19:23
В Думе заговорили о введении продуктовых карточек
18:36
ГУР утверждает о подрыве 40 вагонов-цистерн с топливом в Запорожской области и полотна железной дороги под Ульяновском
18:31
Кризис системы медицинского страхования Америки
18:28
МИД Украины потребовал извинений от ФИФА за отсутствие Крыма на карте страны
17:47
Позор для всей Украины. Соцсети не оценили съемку кулинарного шоу Клопотенко в Трапезном храме Киево-Печерской лавры
17:39
Путин поручил создать рабочую группу по ситуации в Керченском проливе
16:40
Вечерний Излучатель: Разведка
16:12
Украинский дрон убил ребенка в Белгородской области, в Горловке — мужчину
16:07
Антироссийские санкции: власти Норвегии выстрелили себе в ногу
15:24
В районе Керченского пролива из-за непогоды терпят бедствие два российских танкера
15:23
В Ровенской области похитили очередного священника УПЦ, чтобы отправить его на фронт
15:22
Ответ за Грозный получил Харьков
15:01
Свежие сводки от Юрия Подоляки на 15.12.2024: критическая схватка за Большую Новосёлку: кто победит на восточных окраинах
14:34
Грузинская оппозиция призывает Запад объявить действующие власти страны и избранного президента нелегитимными
14:33
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 15 декабря
13:46
В Запорожской области на фоне ожидаемого наступления ВС РФ остановили строительство подземной школы
13:12
Может ли Россия использовать израильский и турецкий подходы по Сирии на Украине?
12:58
ФИФА признала Крым российским. На Украине возмутились
12:53
Возрождение фашизма: итальянский «Вервольф»
12:39
Битва за Покровск - Русские уже в городе - Новости
12:35
Бои на всех направлениях: актуальная карта боевых действий на Украине на 15.12.2024
11:48
Зеленский готовит Курск-2: новая эскалация и планы Киева
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Из «Орла» в Iwami, или «Бородинец» по-японски

Из «Орла» в Iwami, или «Бородинец» по-японски


Из «Орла» в Iwami, или «Бородинец» по-японски
Iwami в августе 1907 года.


Вступление


28 мая (здесь и далее даты приведены по новому стилю) 1905 года эскадренный броненосец «Орёл», примкнувший к отряду контр-адмирала Н. И. Небогатова, вместе с тремя другими броненосцами был сдан японцам. Часть членов экипажа «Орла» была размещена японцами на броненосце Asahi вместе с основными силами Объединённого флота и трофейными кораблями, взявшего затем курс на Сасебо.



В результате действий трюмных к рассвету следующего дня «Орёл» имел заметный крен на правый борт. Всполошившиеся японцы приготовились было к эвакуации с корабля, но, увидев, что крен стабилизировался на отметке восемь градусов, вернулись на свои посты и в машинное отделение. Некоторое время спустя они сумели спрямить броненосец, а потом и наладить работу машин и котлов, после чего «Орёл» в сопровождении броненосца Asahi и броненосного крейсера Asama был отправлен в более близкий порт Майдзуру.

Пройденное за двое суток расстояние от места капитуляции до Майдзуру составило около трёхсот пятнадцати миль, причём есть сведения, что часть пути «Орёл» шёл на буксире у «Asahi».


Маршрут движения «Орла» в Майдзуру.

Будучи переименованным 6 июня в Iwami, броненосец был включён в состав японского императорского флота в качестве «линейного корабля 1-го класса», а первым командиром корабля был назначен бывший командир броненосного крейсера Nisshin капитан 1-го ранга Фукуи Масаёши.


Iwami в Майдзуру (снимок был сделан 3 июня 1905 года, четыре дня спустя после прихода в порт. Обращает на себя внимание осадка корабля).

Начиная с 30 мая на Iwami до конца июня длились неотложные ремонтные работы, после завершения которых линейный корабль был переведён в военно-морской арсенал в Курэ, где во второй половине июля был введён в док.

На Iwami началась продлившаяся пять лет прерывистая череда ремонтов и модернизаций, первый этап которой завершился 2 ноября 1907 года.

Реконструкция Iwami


В ходе модернизации внешний облик корабля подвергся серьёзным изменениям. Поскольку хранящиеся в Национальном институте оборонных исследований документы по ремонту и модернизации Iwami в открытом доступе отсутствуют, в нашем импровизированном исследовании были использованы только периодические издания, фотодокументы и справочная литература разных лет.

Первые сведения о новом облике Iwami были опубликованы в 1908 году американским журналом Scientific American. Письменное описание, пара фотографий и схема с пояснениями были любезно предоставлены изданию японским чиновником С. Цунэтаро, двумя годами ранее уже передававшим журналу фотографии и сведения о повреждениях «Орла». Появление статьи едва ли было случайным: некоторые высокопоставленные офицеры военно-морского флота США предлагали использовать проект новейшего французского линейного корабля La Patrie в качестве прототипа для перспективных американских линейных кораблей. Таким образом, эта статья являлась своего рода развёрнутой отповедью американским поклонникам французской школы кораблестроения.

Ниже мы приводим сокращённый перевод отрывка статьи, содержащего информацию о переделках на корабле.

В сущности, японцы показали себя практичным народом. Мы можем быть уверенными, что изменения, внесённые в конструкцию бывшего «Орла», напрямую зависели от того, как проявили себя линейные корабли двух совершенно разных кораблестроительных школ, сражавшихся в Цусимском проливе. Это весьма важный факт, который мы рекомендуем неспеша обдумать тем офицерам, которые хотели бы, чтобы мы строили наши будущие линейные корабли по образцу французского линейного корабля La Patrie. И обратили бы внимание на то, что при реконструкции «Орла» японцы постарались ликвидировать именно те элементы судна и именно те его характеристики, которые недавние критики нашего флота хотели бы видеть у наших линейных кораблей.

Японцы убрали спардек, сняли боевые марсы, ходовую рубку и шесть башен с двенадцатью 6 орудиями, сконцентрировав всё основное вооружение, за исключением передней пары 12 орудий, на главной палубе, которая имеет такую же высоту надводного борта (от 18 до 20 футов), как у кораблей японского, британского и нашего флота. Поскольку перенос носовой 12 башни на верхнюю палубу с неизбежным в таком случае срезанием части барбета был признан японцами слишком дорогостоящим мероприятием, высокий (28 футов) полубак оставили без изменений.

Вместо двенадцати 6 орудий в шести башнях японцы установили на главной палубе шесть одиночных 8 орудий (см. схему). Борта выше главного броневого пояса на большом протяжении длины корабля были переделаны из бутылкообразных в плане в почти вертикальные, как на других японских линейных кораблях. Высота дымовых труб была уменьшена примерно на 20 футов.

Изначально на батарейной палубе Iwami было установлено двенадцать 12-фунтовых орудий, и в полном грузу нижняя кромка орудийных портов не возвышались над водой более чем на 9 футов. В ходе реконструкции эти порты были ликвидированы, и, за исключением кормовых портов для двух 12-фунтовых орудий, на корабле ниже верхней палубы теперь нет орудийных портов. Вооружение Iwami состоит из четырёх 12-дюймовых, шести 8-дюймовых, двадцати 12-фунтовых, двадцати 3-фунтовых и шести 1-фунтовых орудий.

Японцам, несомненно, удалось превратить громоздкий и неуклюжий на вид корабль, обладавший несколькими самыми нежелательными для боевого судна чертами, в аккуратное, элегантное судно, которое можно считать совершенно современным кораблём своего класса. Скорость Iwami равна той, которую он развивал на ходовых испытаниях, то есть 18 узлов. Как сообщил нам господин Цунэтаро, стоимость реконструкции «Орла» составила три миллиона иен.


Схема из журнала American Scientific (чёрной заливкой обозначены удалённые конструкции или их элементы).

Получив представление об основных изменениях на Iwami, мы попытаемся дополнить вышеизложенную информацию несколькими менее крупными деталями, не упомянутыми в журнальной статье, опираясь на несколько имеющихся в нашем распоряжении фотографий. Заметим, что, вполне вероятно, некоторые изменения остались за кадром, и автор будет искренне признателен читателям за уточнения и дополнения.


Iwami (снимок сделан 2 ноября 1907 года)

Как видим, японцы сняли с корабля противоминные сети и оба боевых марса, носовое украшение в виде двуглавого орла было заменено хризантемой. Левое носовое орудие главного калибра, повреждённое в Цусимском сражении, было заменено исправным орудием, видимо, с броненосца «Полтава». Переделаны полки якорного устройства и якорные устройства.

Вместо четырёх старых носовых спонсонов 47-мм орудий появились два новых, по одному на борт. На топе фок-мачты установили площадку для прожектора, на грот-мачте также видна установленная для прожектора площадка. Была демонтирована ходовая рубка, сняты мостики, а боевая рубка лишилась своего главного недостатка – грибовидной крыши, улавливавшей осколки и отражавшей их внутрь боевой рубки.


Боевая рубка «Орла».


Боевая рубка Iwami.

Визуально просвет высотой 10 ½" был уменьшен более чем вдвое. Дальномерная станция была перенесена из боевой рубки на ходовой мостик. Хорошо виден дальномер (предположительно, FQ1), предназначенный для использования на мостиках и открытых платформах. Новые дымовые трубы накрыли выпуклыми ажурными решётками, которых на старых трубах не было.
Концевые 8" орудия были заключены в индивидуальные казематы, в то же время средние в качестве средства защиты имели только штатные броневые щиты. Порты 75-мм орудий были закрыты накладными стальными листами.

Одной из особенностей архитектуры корпуса «бородинцев» был высокий фальшборт (2,3 метра) спардека, в просторных объёмах которого хранились свёрнутые матросские койки. Примерно на такую же высоту (8 футов) был, согласно информации господина Цунэтаро, понижен спардек. В дополнение к имевшейся носовой была установлена небольшая кормовая боевая рубка. Переделана, с ликвидацией кормового балкона, кормовая оконечность.

В кормовом каземате из первоначальных четырёх 3" орудий осталось два.

К сожалению, нам доступны для изучения только изменения во внешнем облике корабля, да и то, в силу малого количества фотографий, к тому же невысокого качества, далеко не все. Что касается внутренней планировки, то о ней мы можем только гадать.

Определённый интерес представляет собой финансовая сторона перестройки Iwami. Как сообщил американцам господин Цунэтаро, общая стоимость проведённых на корабле работ выразилась суммой 3 000 000 иен. В то же время, согласно «Годового статистического отчёта министерства ВМФ» (выпуски с 1905 по 1908 год), общая стоимость работ на Iwami составила 2 166 327 иен (видимо, это без учёта расходов на перевооружение корабля).

Для сравнения, расходы на подъём и ремонт броненосца Mikasa, в результате внутреннего взрыва затонувшего в Сасебо через шесть дней после заключения Портсмутского мира, составили 1 531 064 иены.


Iwami в период реконструкции.

Судя по доступным фотографиям, ни о каком радикальном понижении силуэта корабля, как об этом часто приходится слышать, не может идти и речи. Ниже мы приводим копию заводского чертежа «Орла», на которую наложена фотография Iwami, сделанная в августе 1907 года. Для удобства восприятия чертёж разделён на две части.




Далее на фоне фотографии «Орла» размещена фотография Iwami. Обращает на себя внимание разная высота труб.

В завершение темы внешних, бросающихся в глаза изменений заметим, что вместо ликвидированных мостиков «Орла» японцы позже соорудили в корме и на носу Iwami огромные рубки, размерами превосходившие снятые башни среднего калибра.


Iwami во Владивостоке, 1918 год. Хорошо видны кормовая и носовая рубки.

Комментарии


Согласно сведениям, предоставленных господином Цунэтаро, Iwami на момент ввода в строй нёс следующее количество мелкокалиберной артиллерии:
- 20 орудий калибра 7.62 cm;
- 20 скорострельных 47-мм пушек Гочкиса;
- 6 пулемётов.

В то же время в современной литературе можно встретить и другие цифры. Например, историк Стивен МакЛохлин утверждает, что все штатные 75-мм орудия на корабле были заменены на 16 76-мм (3-дюймовых) скорострельных орудий японского производства.

Характер повреждений «Орла», особенно по левому борту, позволяет выдвинуть обоснованное предположение, что демонтаж изувеченного спардека был скорее вынужденной мерой, обусловленной не столько стремлением «перестроить высокобортный корабль французского типа в низкобортный английский», как уже традиционно утверждается во многих источниках, сколько практическими соображениями. В пользу этого предположения говорит оставшийся в первоначальном виде спардек на броненосцах «Победа» и «Пересвет», хотя он у них был выше, чем у «Орла».

Судя по свидетельству очевидцев и фотографиям, корабль достался японцам в таком состоянии, что демонтаж спардека вместе с многочисленными пробоинами и повреждениями (а также конструктивными, с точки зрения японцев, недостатками) с последующим возведением нового выглядел более предпочтительно, чем его восстановление. Кроме того, есть ещё одно немаловажное обстоятельство. Как известно, у японцев имелся трофейный броненосец «Полтава», на котором четыре 6 башни, подорванные экипажем, нуждались в замене. Взять новые башни, кроме как на «Орле», им было негде.

В целом, можно сказать, что, с одной стороны, внешний облик корабля, утратив вычурность, обрёл лаконичный и функциональный облик, с другой стороны, он стал производить впечатление этакого англо-франко-русского Франкенштейна.
Стоит отметить, что в ряде случаев японцы не были оригинальны: некоторые реализованные ими на бывшем «Орле» меры ранее предлагались русскими моряками, вкратце напомним читателю о некоторых из них. Ещё на стадии обсуждения проекта будущих «бородинцев» начальник ГУКиС вице-адмирал В. П. Верховский, контр-адмирал З. П. Рожественский и вице-адмирал А. А. Бирилёв предлагали убрать боевые марсы, однако эта идея не нашла поддержки у МТК.

Летом 1904 года, уже будучи командующим Второй тихоокеанской эскадрой, контр-адмирал З. П. Рожественский предлагал ликвидировать на броненосцах типа «Бородино» среднюю батарею 75-мм орудий с переносом последних на мостики, однако эта инициатива была «зарублена» генерал-адмиралом Алексеем Александровичем, распорядившимся «батарею 75-мм оставить без всяких изменений там, где она находится».

Установленные по настоянию вице-адмирала С. О. Макарова не предусмотренные проектом противоминные сети на броненосце «Слава» были сняты в кампанию 1905 года. По инициативе её командира капитана 1-го ранга М. В. Князева в корме была установлена вторая боевая рубка для защиты дальномерщиков и сигнальщиков. Он же инициировал уменьшение просвета боевой рубки между крышей и вертикальной бронёй с 10 ½ до 6.

Мифы Iwami


Закончив с бросающимися в глаза основными изменениями во внешнем облике корабля, обратимся к нескольким мифам, которыми на фоне отсутствия в открытом доступе японских официальных данных обросли тактико-технические характеристики Iwami.

1. В одной из тем на «Военном обозрении» во время обсуждения было высказано мнение, основывающееся на данных из справочника Такао Исибаши «Все корабли японского императорского флота: 1868-1945: Иллюстрированные данные о кораблях, том 1 (Линейные корабли и линейные крейсера)», что в ходе реконструкции на бывшем «Орле» якобы был заменён главный броневой пояс.

Исибаси Такао «Все корабли и суда флота Японской империи 1868-1945» (самая обстоятельная работа по японскому флоту.) По Исибаси «Ивами» имел следующее бронирование, явно отличающееся от первоначального: главный пояс 100-229 мм.

Поскольку у нас нет возможности подтвердить или опровергнуть эти цифры с архивными документами на руках, мы провели небольшое исследование на эту тему, опираясь на широко известные справочники, изданные в 1904–1906 годах.

Как известно, толщина главного броневого пояса броненосцев типа «Бородино» колебалась от 145 мм до 194 мм (5,7" - 7,63"). Несмотря на наличие в открытом доступе российских официальных данных по толщине главного броневого пояса («Судовой список 1904 года»: 7 ⅝" - 5 ¾"), западные справочники представили свои версии:

– Les flottes de combat en 1904: 227 mm - 102 mm (8,93" - 4")
– The Naval Annual 1904: 9- 4
– Weyer Taschenbuch Der Kriegsflotten 1904: 229 mm
– Weyer Taschenbuch Der Kriegsflotten 1905: 195 mm - 100 mm (7,67" - 4")
– Janes Fighting Ships 1904: 9- 4-2 ½
– Janes Fighting Ships 1905: 10- 4
– The Naval Annual 1905 (Орёл): 9- 4
– The Naval Annual 1906 (Iwami): 9- 4

Как видим, и в Европе, и в Америке считали, что максимальная толщина главного броневого пояса «бородинцев» достигает девяти дюймов, а минимальная составляет четыре дюйма. Обращает на себя внимание, что официальные данные, опубликованные российским изданием ещё в 1904 году, французами, американцами и англичанами были проигнорированы. Исключение составили немцы, в 1905 году исправившие 229 мм на 195 мм, но минимальная толщина у них при этом осталась без изменений. Таким образом, мы видим, что в наиболее авторитетных западных справочниках устоялось мнение, будто толщина главного пояса броненосцев типа «Бородино» колебалась в диапазоне 227–229 мм (максимальная толщина) и 100–102 мм (минимальная толщина).

Теперь вернёмся к справочнику Ишибаши Такао. Максимальная и минимальная толщина главного броневого пояса Iwami, приведённая там (100 мм-229 мм), практически не отличается от значений, опубликованных англичанами, французами и американцами (а поначалу и немцами), что вряд ли является простым совпадением. Вероятно, японский историк просто бездумно позаимствовал у них эти цифры, отвергнув, как и редакторы западных справочников сто двадцать лет назад, российские официальные сведения. При этом он без указания источника разместил в своей книге (стр. 112) чертежи из книги Р. М. Мельникова «Эскадренный броненосец «Полтава» (комплект чертежей на 5 листах), предварительно удалив с полей все надписи на русском языке и отредактировав сами чертежи, сильно упростив их. Аналогичным сомнительным манипуляциям подверглись и чертежи «Орла» (стр. 143). В скобках заметим, что сличение фрагментов фотографий «Орла» и Iwami позволяет сделать вывод, что верхний броневой пояс японцы также не меняли. Хорошо видны нарезные сквозные болты, которыми крепились броневые плиты в кормовой оконечности.

2-3. В другом, не менее известном справочнике Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945 (Peter Mickel, Dieter Jung, Hansgeorg Jentschura) утверждается, что в ходе реконструкции японцы якобы заменили на бывшем «Орле» штатные котлы системы Бельвилля (20 штук) на котлы системы Миябара, а также установили орудия главного калибра фирмы Armstrong длиной 45 калибров. Однако на фотографии Iwami, сделанной в 1907 году, хорошо видно, что на нём стоят обуховские 12" орудия длиной 40 калибров. Что касается котлов Миябара, то они, по версии издания, были установлены японцами также и на всех четырёх трофейных порт-артурских броненосцах. Однако, согласно отечественным источникам, на линейном корабле Tango (бывшая «Полтава»), купленном Россией в 1916 году, стояли «родные» котлы Бельвилля, что бросает тень на версию о замене котлов на бывшем «Орле», неспешно прошедшем от Либавы до Сасебо не более 20 000 миль.

Послесловие


В дальнейшем на корабле появился штатный самолёт, «обуховские» орудия главного калибра были заменены на «армстронговские» (длиной 45 калибров), на башнях установили по паре зенитных орудий. Кроме того, площадь боковой проекции Iwami была сильно увеличена за счёт новой ходовой рубки, превосходившей размерами старую, и второй ходовой рубки, размерами с деревенскую избу, установленной в корме.

После начала Первой мировой войны «Iwami» с 5 августа по 19 ноября 1914 г. входил в состав 5-го боевого отряда 3-й эскадры, приняв участие в операции против германской военно-морской базы в Циндао. Во время Первой мировой войны, с 23 августа 1914 года по 2 декабря 1914 года, входил в состав Второго флота под командованием вице-адмирала Садакити Като, приняв активное участие в обстрелах немецких береговых батарей, во время которых расход снарядов главного калибра в разы превзошёл «цусимский» (с 28 сентября по 6 ноября 1914 года бывший «Орёл» выпустил 152 12" снаряда и 125 8" снарядов).

В 1915 году в военно-морской базе Куре Iwami использовался в качестве специального сторожевого корабля, позже в том же году он принял участие в некоторых военно-морских операциях. Два года спустя, во исполнение решения конференции США, Англии, Франции и союзников (состоявшейся 3 декабря 1917 года) о разграничении зон интересов на территории бывшей Российской империи и установлении контактов с «национально-демократическими правительствами», японская императорская армия приняла участие в интервенции стран-союзников в Сибири и на Дальнем Востоке.

А 12 января 1918 года Iwami (7 января 1918 года назначенный флагманом Пятой эскадры Третьего флота) вошёл в бухту Владивостока с ротой морской пехоты на борту для, как было объявлено, «защиты интересов и жизни проживающих на российской земле японских подданных». Позже, с 24 сентября 1920 года по 30 июня 1921 года, Iwami нёс охрану полуострова Камчатка, базируясь на Владивосток и Петропавловск. В сентябре 1921 года Япония Iwami был переквалифицирован в корабль береговой обороны 1-го класса, использовавшийся в основном как учебный корабль.

После того как Япония подписала Вашингтонское морское соглашение, Iwami был включен в список подлежащих к исключению из боевого состава кораблей. 1 сентября 1922 г. он был официально исключен из состава флота, а 9 мая 1923 года разоруженный Iwami был переоборудован во вспомогательный корабль. В начале июля 1924 г. было принято решение использовать Iwami в качестве корабля-мишени для сухопутной и палубной авиации, после чего он был отбуксирован линейным кораблём Asahi в район учений.

Со стороны флота в бомбардировках приняли участие палубные штурмовики тип 13 и летающие лодки F.5 (авианосец Hōshō), а со стороны армии – бомбардировщики тип Тей модель 2 (сокращенно «Тей 2». Он же – «тип 2»). В ходе последовавших 8 и 9 августа экспериментальных бомбардировок Iwami за короткий промежуток времени получил тяжёлые повреждения, в результате которых корабль, имея крен на правый борт, 9 августа ушёл на дно. Так закончился жизненный путь последнего броненосца типа «Бородино», благодаря привратностям судьбы намного пережившего своих четверых «собратьев».


Iwami в роли корабля-мишени.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх