U-Boot серии XXIX согласно реконструкции Х. И. Саттона.
О подлодках XXIX серии и сегодня найти информацию непросто. Все ссылки в конце концов ведут на сайт американского военно-морского эксперта Х. И. Саттона и его статью от 7 октября 2017 года. Скорее всего, это объясняется тем, что воплотить проект «в железе» немцы не успели, а из чертежей толком сохранились только планы варианта XXIX-H. Потому именно его обычно и используют для реконструкции возможного облика U-bootов этой серии (если само понятие серии можно применить к концепту, не имевшему реального воплощения в жизнь).
К концу войны немецкие «семёрки» стали нести всё большие потери от противолодочной обороны союзников, вышедшей на уровень точной науки. Оттого и появились проекты «электроботов» серий XXI и XXIII, лодок с турбиной Вальтера XXVI серии и прочая военно-морская экзотика. Наиболее революционной стала XXI серия, у которой был один основательный недостаток — цена. Заменить её более дешёвыми «малютками» XXIII серии не выходило: водоизмещение (а с ним и мореходность) маловата, да и торпед эти лодки несли мало. В общем, для внутренних морей — подойдут, но не океанские! А выстроить надёжных серийных субмарин с турбиной Вальтера не только у немцев, но и ни у кого более не получилось, да и дороговато обходилась эксплуатация подлодок на концентрированной перекиси водорода.
Именно в качестве дешёвой замены XXI проекту и появился проект лодок «тип XXIX». При этом, несмотря на стремление к удешевлению производства и эксплуатации, подлодки этого проекта были самостоятельным типом, имевшим свои, только им присущие черты. Было разработано девять концептов корпуса данных лодок, чьё водоизмещение варьировалось от 681 до 1035 тонн, и именно форма корпуса была изюминкой проекта.
Сработала бы данная схема невидимости от активных посылок гидролокаторов - не известно...
Он имел гранёную форму. Зачем? Ну, по расчётам немецких конструкторов, такая форма должна была отражать активные сигналы гидролокатора в сторону от источника сигналов. Собственно говоря, это тот же принцип, что и у гранёного фюзеляжа первых «стелсов», истребителей-бомбардировщиков F-117.
Почему подобное решение не стало нормой после войны? Возможно, потому, что подлодки XXIX серии так и не были построены, и об этом весьма экзотическом проекте (от которого, к тому же, мало что осталось) было мало информации у послевоенных инженеров-кораблестроителей. А может быть, потому, что оклеивание лёгкого корпуса подлодок толстым резиновым покрытием решало эту задачу лучше, чем применение гранёного корпуса (который, скорее всего, имел не лучшую гидродинамику). А может быть, потому, что сегодня главную роль в обнаружении подлодки играют сильно лучшие, чем во время войны, пассивные гидролокаторы...
Подлодки XXIX-Н серии должны были иметь следующие ТТХ: длина — 52 метра, ширина — 6,4 метра, осадка — 4,7 метра, скорость — 13 узлов в надводном положении, 15,5 узлов в подводном положении, дальность плавания — 9000 миль под дизелями со скоростью 10 узлов, 120 миль под электромоторами со скоростью 6 узлов. Энергетическая установка — 1 дизель мощностью 580 л/с, 1 электромотор мощностью 1400 л/с, 1 малошумный электромотор «подкрадывания» мощностью 70 л/с. Экипаж лодки — 27 человек. Вооружение — 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, запас торпед — 12 шт. Подлодка имела штатный шнорхель, не имела торпедных аппаратов в корме и
Управление лодкой осуществлялось при помощи убирающихся горизонтальных рулей, расположенных над торпедными аппаратами, и тандемных кормовых вертикальных рулей с расположенной между ними поверхностью кормового горизонтального руля. Гребной винт на лодке проектом предусматривался один, о четырёх лопастях. Зато электроника на подлодке, для середины 40-х годов прошлого века, была весьма продвинутая! На рубке устанавливался радар FuMO-61 и антенна направленного действия. Для поиска подводных целей предназначался пассивный гидролокатор GHG, установленный внизу носовой части корпуса.
Насколько опасны были бы подлодки XXIX серии, будь они построены? Стоит напомнить, что малые подлодки XXIII серии успели добиться определённых успехов в последние дни войны: они потопили четыре транспорта союзников, не понеся при этом потерь, что для весны 1945 года, когда первый же выход U-Bootа в море чаще всего становился последним, было превосходным результатом. А ведь у XXIX проекта, в отличие от «малюток», было на борту 12 торпед, а не две...
Тем не менее, изменить ход войны ни у этих субмарин, ни у ещё более экзотических проектов с турбиной Вальтера шансов не было. К моменту выхода в море «электроботов» всех серий, война III Рейхом была уже окончательно проиграна, и изменить этот факт потопление ещё сотни-другой транспортов не могло. Но возникала и другая проблема: в конце войны Германии катастрофически не хватало подготовленных экипажей. Можно до упаду спорить о личности Александра Маринеско, его атаке на «Вильгельм Густлов» и о том, сколько экипажей подлодок пошло на дно вместе с этим теплоходом. Но то, что лишних подводников у доживающего последние дни Рейха уже не было — это факт.
Также проблематично было с базами подлодок: Брест, Лорьян, Ла-Рошель и Сен-Назер потеряны, базы на побережье Балтики — тоже. Киль подвергался постоянным бомбёжкам с самого начала войны, в результате пребывание там подлодок было небезопасным (подлодка U-4708 была потоплена прямо в бункере искусственным цунами, получившимся от попадания в гавань крупной бомбы), основная база на Северном море — Гельголанд, была оставлена ещё в 1944 году, бункеры в Бремене не достроены, оставались Гамбург и Тронхейм, функционирующие до конца войны, но Гамбург был строительной и ремонтной площадкой, а на Тронхейм могло базироваться не больше 16 подлодок (был ещё бункер в Бергене, но он ещё в 1944 году был разрушен англичанами при помощи 5-тонных бомб «Толлбой»).
В целом, теоретически, по расчётам Дёница, подводная война могла помочь Германии одержать победу в 1939-40 годах, заставив Англию пойти на подписание компромиссного мира. Но в 1945 году это было уже ненаучной фантастикой, независимо от того, насколько невероятные подлодки удалось бы спроектировать и построить немецким инженерам...
Немецкие подлодки типа 206 - возможные потомки XXIX серии
P. S. А сам проект подлодок XXIX серии, возможно, имел продолжение в лице послевоенных немецких подлодок проекта 206, построенных в период с 1962 по 1968 год. Две из них ещё находятся в строю — в ВМС Колумбии.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: