Правящая в Польше «Гражданская коалиция»
Ещё недавно шансы Сикорского рассматривались как предпочтительные. Польские власти твердо рассчитывали на победу Камалы Харрис на ноябрьских выборах президента США и Сикорский им казался самой подходящей фигурой для налаживания отношений с американскими демократами.
Особое значение имело то, что жена Сикорского, известная американская публицистка, лауреат Пулитцеровской премии Энн Эпплбаум, является резким критиком Дональда Трампа.
Эпплбаум, колумнистка журнала The Atlantic, красочно расписывает ужасы от роста авторитаризма во всем мире и от опасности, которую Трамп представляет для американской демократии.
Задолго до победы Трампа Эпплбаум
Доминик Тарчиньский, член Европейского парламента от польской националистической оппозиционной партии «Право и справедливость» (PiS), поздравил победивших на выборах республиканцев США и сказал, что он
«Я могу раскрыть, что сотрудники Дональда Трампа получили все материалы с негативными высказываниями о нем, –
«Главным внешнеполитическим союзником Польши и поставщиком оружия являются Соединённые Штаты, и лагерь противников Сикорского предупреждает, что даже самые незначительные разногласия в отношениях с Трампом – человеком, который таит обиды – будут иметь катастрофические последствия для страны, находящейся на передовой линии НАТО против России», –
Боссам правящей «Гражданской коалиции» пришлось переобуться на лету и выдвинуть своим кандидатом на президентских выборах 2025 года мэра Варшавы Рафала Тшасковского, который несколькими днями ранее
Явно подыгрывая Трампу, который требует от европейских союзников увеличения расходов на оборону, Тшасковский подчеркнул, что «необходимо убедить НАТО и ЕС также нести ответственность за безопасность, и что ЕС должен иметь больше денег на безопасность в новой финансовой перспективе. Сегодня перед нами стоит огромная задача – убедить всех наших партнеров в ЕС и Североатлантическом альянсе, что они также должны взять на себя ответственность за свою безопасность, потому что американцы могут постепенно потерять очень большой интерес к Европе ... мы должны быть к этому готовы».
Политический шок от победы Трампа, который испытали польские либералы, заставил их нести околесицу типа «это не то, что вы подумали, и не только мы Трампа с Гитлером равняли», как выразилась супруга Сикорского, который сурово осудил «подхалимство и стукачество» со стороны оппозиционных политиков, как отмечает Politico.
На фоне всем очевидного и унизительного для гордых шляхтичей заискивания выдвиженца правящей партии Польши перед Трампом, рейтинг националистов из партии «Право и справедливость» существенно вырос и сейчас отстает от рейтинга «Гражданской коалиции» всего лишь на один процент, то есть меньше уровня статистической погрешности.
Но, кто бы ни победил на грядущих президентских выборах в Польше, расходы на оборону придется увеличивать под угрозой превратиться в «самую нелюбимую жену Америки», что чревато самыми непредсказуемыми последствиями для польской экономики.
Еще весной 2024 года Министерство финансов Польши
EDP представляет собой процесс выработки для страны-участницы Евросоюза программы по возвращению к нормальной динамке и уровням показателей дефицита бюджета или государственного долга, которые в странах Евросоюза не должны превышать три процента ВВП и 60 процентов ВВП соответственно. За нарушение программы нормализации долга и (или) дефицита бюджета на страну могут быть наложены санкции.
По расчетам Центрального статистического управления Польши, дефицит бюджета страны в 2023 году достиг 5,1% ВВП по сравнению с 3,5% в 2022 году.
«Согласно последним прогнозам Еврокомиссии, опубликованным этой весной, Еврокомиссия может ввести процедуру чрезмерного дефицита в отношении 13 стран ЕС, включая Польшу», – заявили в польском Минфине, добавив, что аналогичная ситуация имела место в 2009–2010 годах в связи с финансовым кризисом.
В Минфине подчеркнули, что Польша будет настаивать на том, чтобы Еврокомиссия учитывала высокие требования, которые возникли у страны в результате военного конфликта на Украине, что привело к возникновению задолженности, превышающей установленный лимит.
«По данным министерства финансов, высокий дефицит бюджета Польши является результатом войны на Украине и огромных расходов Польши на модернизацию армии, снижение последствий энергетического кризиса и помощь беженцам из Украины», – заявили в министерстве.
Также сообщалось, что ЕС реформирует свою структуру экономического управления, включая фискальные правила. Новые положения призваны продлить период исправления любого чрезмерного дефицита с четырех до семи лет и будут более снисходительными для стран, которые увеличили расходы на оборону.
Польша увеличила расходы на оборону с 2,1% до 3,9% ВВП после начала военного конфликта на Украине.
Польское правительство под руководством Дональда Туска, пришедшее к власти в конце 2023 года, сменив консерваторов из партии «Право и справедливость», правивших восемь лет, решило поднять оборонные расходы, что увеличило дефицит бюджета на 2023 год на 5 млрд евро.
В результате растущего дефицита бюджета правительство Туска приостановило реализацию предвыборных обещаний, снижение налога на прирост капитала и предоставление уступок бизнесу и самозанятым в отношении взносов на социальное обеспечение. Также было решено сократить субсидии на энергоносители.
Таким образом, неудержимое стремление польских элит стать острием натовского копья, направленного на Россию, оказалось не под силу не такой уже крепкой польской экономике. Рост оборонных расходов привел к существенному обрушению социальной сферы, что было усугублено антироссийскими санкциями, под которыми радостно подписывались и правящая партия, и оппозиция.
В течение трех лет неуклонно растет дефицит бюджета и государственный долг. На сегодняшний день, как ни парадоксально, единственный способ избежать жестких санкций со стороны ЕС – это бесконечно увеличивать военный бюджет, то есть еще более поднимать и госдолг, и дефицит бюджета.
Польше уже не удастся соскочить с военного поезда НАТО, даже если воинственный пыл местного политикума снизится до вменяемых пределов.
Польша прочно вписалась в программу расширения военной инфраструктуры НАТО вблизи границ России и Белоруссии.
В 2019 году запрещённый в России Jamestown Foundation* опубликовал
«Польша ведёт активную военную подготовку граждан для войны с Россией. Тренировочные лагеря переполнены», –
Польша также резко ускорила строительство скоростной железнодорожной магистрали военного назначения из Польши в Прибалтику
В декабре 2022 года правительство Польши
В январе 2023 года министр обороны Польши Мариуш Блащак
В ближайшее время Польша намерена закупать боевую технику у США и у Южной Кореи. В Южной Корее заказано тысяча танков К2, в США – 250 танков Abrams последней версии SEPv3. Заказано также 600 артиллерийских установок К9 (Южная Корея); 18 ракетных систем HIMARS (США); 288 ракетных систем залпового огня K239 Chunmoo (Южная Корея), которые более точны, чем HIMARS, но менее дальнобойные.
У Южной Кореи Польша закупает также 48 истребителей FA-50. 31 января 2020 года Мариуш Блащак
Чтобы оперировать всеми этими вооружениями, польская армия должна будет за 12 лет увеличить свой личный состав до 300 тысяч человек с нынешних немногим более 160 тысяч. Тогда Войско Польское в численном и техническом отношении станет самой мощной армией Европы.
Осуществляя эти военные закупки и наращивая численность вооруженных сил, Польша чем дальше, тем больше опускает свою социалку и залезает в неподъемные долги.
Возникает летальная для польской экономики положительная обратная связь: растущие военные расходы вызывают рост дефицита бюджета и госдолга, тем самым повышая вероятность санкций со стороны Евросоюза. Но в ЕС готовы закрывать глаза на нарушение лимитов дефицита бюджета и долга, пока военные расходы Польши растут.
Но рано или поздно эта фантасмагория предсказуемо кончится: Польша подвергнется санкциями и будет вынуждена радикально урезать социалку, так как уменьшить военный бюджет ей заокеанская Заратустра не позволит.
К чему это может привести?
Ответ очевиден: к продаже польских активов американскому инвестфонду BlackRock, как это уже произошло на Украине, во Франции и набирает силу в Германии.
Союзники и сателлиты Америки рано или поздно переходят в ранг вассалов и теряют даже намек на национальный суверенитет.
В текущей реальности «еще Польска не сгинела», но ждать осталось недолго.
Читайте нас: