Как и было
Эталонным примером того, как можно достичь господства в воздухе по отношению к противнику, обладающему серьезной системой ПВО и современной истребительной авиацией, считается американская операция «Буря в пустыне» в Ираке.
«Вьетнамский синдром»
К Ираку стратеги из Пентагона подошли, имея большой опыт войны во Вьетнаме, где ВВС США столкнулись со вполне современными ЗРК и истребителями. Ответом стало появление специализированных эскадрилий под названием «Дикие ласки», или Wild Weasels, основной задачей которых было спровоцировать ЗРК противника на облучение самолета РЛС, выявить ее местонахождение и выпустить противорадиолокационную ракету.
Вьетнамский опыт был положен в основу американской концепции Воздушно-наземной битвы, которая могла бы разыграться уже в Европе. Уступая по численности войскам странам Варшавского договора, США сделали ставку на качественное превосходство, прежде всего, за счет авиационной компоненты.
Были созданы самые совершенные самолеты АВАКС, или ДРЛОиУ, дающие истребительной авиации блока НАТО максимальную информационную осведомленность о происходящем на поле воздушного, наземного и морского боя. Специально были разработаны «ночные бомбардировщики» F-117, с применением
Для повышения точности ударов бомбардировочной авиации было налажено массовое производство авиабомб с лазерным наведением. Штурмовая и армейская авиация США получила высокоточные ракеты с телевизионным и лазерным наведением.
Для понимания масштабов: для своей агрессии против Ирака «западные партнеры» и их сателлиты развернули на театре военных действий 2500 самолетов, из которых 1900 были американскими. Почему их понадобилось так много против какого-то там Ирака?
«Крепкий орешек»
Дело в том, что система ПВО Ирака на тот момент представляла собой довольно крепкий орешек. После того, как ВВС ЦАХАЛ уничтожили свои налетом иракский ядерный реактор, Багдад начал активно вкладываться в свой противовоздушный щит, скупая все доступные ему средства ПРО/ПРО.
В частности, иракская армия имела на вооружении 15 дивизионов ЗРК С-75, 28 дивизионов С-125, 88 ЗРК «Квадрат» и 16 ЗРК «Оса» советского производства. Также имелись ЗРК «Стрела», ЗСУ «Шилка», зенитные орудия калибра 57 и 85 мм, ПЗРК. Кроме того, Багдад приобрел около 100 пусковых установок ЗРК Roland французского производства.
Французский подрядчик помог Ираку построить автоматизированную систему командования и управления ПВО под названием QARY, собрав воедино более 500 различных РЛС советского, китайского и французского производства. Территория страны была разделена на четыре сектора, за каждый из которых отвечал свой операционный центр ПВО, размещенный в укрепленном бункере.
Все они были связаны между собой системами дублированной связи – радио, оптоволоконной и телефонной. В центре всего был Национальный операционный центр ПВО в Багдаде. О военно-техническом сотрудничестве с Парижем ему впоследствии придется сильно пожалеть.
Помимо наземной ПВО в Ираке возлагали большую надежду на свою истребительную авиацию. По численности она формально была на тот момент шестой (!) в мире, насчитывая свыше 750 самолетов. Правда, в своей массе ВВС были разношерстными и представлены устаревшими советскими и французскими самолетами. Самыми современными были истребители МиГ-29, приобретенные у СССР незадолго до вторжения в количестве 33 штук. Реальный бой интервентам смогли дать только иракские МиГ-23 и МиГ-25.
Необходимо сказать несколько слов и об инфраструктуре ВВС Ирака, которая имелась на момент начала вторжения. Военная аэродромная сеть насчитывали 24 аэродрома, на которых поспешно строились железобетонные капониры для защиты самолетов. Всего успели построить их аж 594! Кроме того, в Багдаде позаботились о строительстве запасных аэродромов и аэродромов подскока в количестве 32 штук.
Таким образом, все, кого затронула «Буря», активнейшим образом заблаговременно готовились к серьезному военному столкновению. Почему же Багдаду это не помогло?
Нейтрализация ПВО
Как и полагается по уму, военную операцию против Ирака западные союзники начали с нейтрализации системы ПВО противника. Глубокой ночью 17 января 1991 года 8 американских ударных вертолетов «Апач», двигаясь на малой высоте, подошли к западной границе Ирака и уничтожили высокоточными ракетами две РЛС и пункт связи, создав воздушный коридор шириной в 32 км.
Следом за ними объекты секторальной ПВО атаковали истребители F-15, расчистив дорогу до Багдада. К мирно спящей столице страны устремились 17 бомбардировщиков «стелс» F-117, прикрываемых самолетами РЭБ, которые ставили помехи иракским РЛС. Именно эти американские воздушные «порубщики» сыграли одну из важнейших ролей в ходе завоевания западной коалицией господства в воздухе. «Ночные бомбардировщики» успешно отработали по президентскому дворцу в Багдаде, Национальному центру ПВО, штабу ВВС и зданию Минобороны.
Для дезорганизации работы иракской ПВО американцы запустили свыше 40 едини ложных мишеней, которые облучались РЛС, после чего становились легкой добычей для «Диких ласок» с их противорадиолокационными ракетами. Для того, чтобы раздробить на отдельные сегменты единую систему противовоздушной обороны противника, ВВС США задействовали одновременно несколько самолетов EC-130H, которые заглушили радиосвязь. Иракцы переключились на резервную, которую им построили французы.
Однако французский подрядчик заранее «слил» всю информацию Пентагону, и ВВС США ею воспользовались. В частности, они подняли в небо несколько стратегических бомбардировщиков B-52, которые с дозаправками добрались до Саудовской Аравии, откуда выпустили 35 ракет по иракским электростанциям и центрам связи. В результате с первых выстрелов войны два из четырех секторальных центров ПВО оказались обесточенными.
ВВС Ирака пытались оказывать сопротивление, но оно было малоэффективным. На театре военных действий «западные партнеры» собрались до 40 самолетов АВАКС, или ДРЛОиУ, которые обеспечивали их истребительной авиации полную осведомленность и наведение на цель, а иракцам приходилось полагаться только на свои бортовые радары.
С первых же часов после начала боевых действий авиация западных союзников стала наносить удары по иракским аэродромам при помощи специализированных бомб JP233 британского производства, специально предназначенных для разрушения покрытия взлетно-посадочных полос и затруднения их последующего восстановления. Такие удары наносились ежедневно и не по разу.
Не имеющие возможности взлететь иракские самолеты также уничтожались на аэродромах. Спрятанные в железобетонных капонирах самолеты поражались при помощи бетонобойных бомб с лазерным наведением. Из 249 потерянных ВВС Ирака самолетов более 200 были уничтожены на земле. Остальные перелетели в соседний Иран, где были интернированы и обращены в собственность Исламской Республики.
Несмотря на это, иракская ПВО пыталась оказывать сопротивление. За первую неделю войны интервенты потеряли 21 самолет безвозвратно, и еще 20 было серьезно повреждено. С большими трудностями столкнулись их ВВС при попытке дневной бомбардировки Багдада, после чего было решено вернуться к практике ночных налетов «невидимок». В результате системных ударов авиации единая система ПВО Ирака прекратила существование и потеряла возможность противодействовать 2,5 тысячи современных самолетов, подкрепленных АВАКСами, воздушным РЭБом и охотниками на РЛС.
Данная операция по завоеванию господства в небе над Ближним Востоком может считаться эталонной по своей эффективности. А может ли наша страна реализовать нечто подобное в соседней Украине? Об этом подробнее далее.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: