Турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) РД-33 считается в своем классе самым лучшим (классность – 8000-9000 кгс), благодаря уникальным совмещенным параметрам высотности полета и скорости. Достигнуть этого удалось благодаря скрупулезной работе инженеров и механиков «ОДК Климов», которые начиная с 1960-ых годов прошлого столетия, активно занимались проектированием и доработкой ТРДД нового поколения. Конструирование РД-33 началось в 1968 году. Но в массовое серийное производство он вышел лишь в 1981 году, после прохождения стендовых испытаний и первых опытных полетов. Необходимо отметить, что за достаточно короткий срок «ТРДД РД-33» зарекомендовал себя с наилучшей стороны и в последующем им оснащались абсолютно все модификации военных самолет МиГ-29. Свою популярность двигатель получил благодаря уникальным характеристикам ремонтопригодности, надежности и высоким летным показателям.
Авиадвигатель построен по модульному типу, и его замену может произвести бригада из 5 механиков за 1 час, включая проверку работоспособности. Помимо этого, возможно произвести локальную замену поврежденных элементов. Подобное качество сборки позволяет оперативно приводить самолеты в рабочее состояние и существенно ускорять вылет на задания.
Мотор может работать на суше, как в низких температурах, так и высоких: +-60 градусов по Цельсию. Кроме того, в зависимости от высоты полета и скорости, в воздушной среде двигатель сохраняет стабильность при температуре на входе не выше 200 градусов (мпк 1500 км\ч и высоте в 11 км; мпк 350 км и высоте 15 км).
«ТРДД РД-33» обладает двумя контурами, что позволяет выдавать большую мощность и тягу двигателя по сравнению с обычными турбореактивными моторами. Имеются две турбины высокого и низкого давления (одноступенчатые). Помимо этого, в мотор встроено два осевых компрессора: 4-ех ступенчатый низкого давления и 9-ти ступенчатый высокого. Сопло двигателя всережимное.
Мощность двигателя дает возможность совершить МиГ-29 взлет с палубы на одном двигателе. За конструирование данного двигателя, инженеры получили Ленинскую и Государственную премии СССР.
За последние 36 лет «РД-33» получил множество доработок, которые позволили сделать его одним из лучших экспортных моторов. Данными авиационными двигатели оснащались французские истребители «Мираж F-1» и «Мираж III», а также ряд других иностранных самолетов. На сегодняшний день насчитывается свыше 5 модернизаций: РД-33Б/НБ, СМР-95, РД-93, РД-33МК «Морская Оса».
Отдельного внимания заслуживает двигатель РД-33МК, который является новейшей разработкой концерна «Климов» и проходит испытания перед установкой на МиГ-35. Конструкторам удалось построить двигатель нового поколения, который избавился от многих недостатков предыдущих модернизаций. Например, было существенно увеличено межремонтное время пользования моторов. Ранние модификации могли пролететь без вмешательства механиков 350 ч. Серия МК увеличила этот ресурс до 4000 ч.
В новую модификацию конструкторы добавили: бездымную камеру сгорания, антикоррозийную защиту узлов газовоздушного тракта, систему аварийного слив топлива, системы контроля двигателя Барк-43 и FADEC, что уменьшило вес мотора на 100 кг. Кроме того, мощность двигателя возросла на 7% благодаря повышению температуры перед турбиной. Новинкой также является устанавливаемое сопло с управляемым вектором тяги – УВТ\ОВТ. Данное новшество делает самолеты более маневренными, что особо необходимо в рамках боевых заданий. Также стоит отметить, сниженную тепловую и оптическую заметность мотора.
Подобные характеристики российского двигателя, выводят его на принципиально новый уровень и делают одним из самых совершенных в мире.
Читайте нас: