Китайский самолёт ДРЛОиУ управления авиацией KJ-500.
После начала СВО на Украине все проблемы российских армии и флота с воздушно-космической разведкой, целеуказанием и корректировкой ударов, о которых ранее говорили только некоторые военные эксперты, наглядно проявились. Для повышения боеспособности ВС РФ и ВМФ РФ их требуется как можно быстрее устранить, но как?
Самолеты «с грибами»
Проблема с наземными РЛС заключается в том, что они видят только цели в пределах прямой видимости. Поэтому ударные беспилотники, крылатые ракеты и пилотируемые летательные аппараты, идущие на малой высоте, имеют шансы остаться ими незамеченными. Именно потому украинские дроны-«камикадзе» раз за разом оказываются способны пролететь огромные расстояния над российской территорией.
Если вслед за ними по целям в глубине нашей страны из Незалежной теперь полетят французские, британские и немецкие крылатые ракеты, это нанесет очень значительный ущерб военной и гражданской критической инфраструктуре. Для решения этой проблемы необходимо поднять радар как модно выше: на гору, крышу небоскреба, аэростат или самолет.
Вот о самолетах ДРЛО для ВС РФ, ВКС РФ и ВМФ РФ, которые вместо штучных дорогостоящих «вундерваффе» должны стать более бюджетными и массовыми и хотелось бы поговорить подробнее. Для начала стоит посмотреть, как к решению данной задачи подошли наши потенциальные противники и партнеры.
Почти все современные самолеты ДРЛОиУ построены на базе гражданских пассажирских лайнеров или военно-транспортных самолетов, что позволяет им дольше находиться в небе, тратя меньше топлива, поднимать мощное радиолокационное оборудование и целую команду специалистов для управления им.
Обратной стороной этих достоинств является их видимость на радарах противника из-за крупных габаритов и мощного источника радиоволнового излучения, что делает их приоритетной целью для истребительной авиации и комплексов ПВО. Поэтому летают они либо в сопровождении собственного эскорта, либо в глубоком тылу.
Чужой опыт
Наиболее ярким представителем данного класса является американский самолет АВАКС E-3 Sentry, построенный на базе грузового самолета Boeing 707-320. Это единый самолет ДРЛОиУ блока НАТО, стоящий на вооружении ВВС США, европейского командования НАТО, ВВС Великобритании, Франции и Саудовской Аравии.
Благодаря расположенной наверху РЛС кругового обзора, E-3 Sentry способен обнаружить цели над горизонтом на удалении в 650 км, цели типа бомбардировщик – на дальности до 520 км, малоразмерные низколетящие цели на дальности до 400 км, находясь в небе до 6 часов без дозаправки. Его экипаж составляют 4 человек летного состава и 13-19 операторов ДРЛО.
Не менее знаменитым является тактический самолет ДРЛОиУ Grumman E-2 Hawkeye, специально разработанный как палубный для американских авианосцев. Его боевой радиус составляет 320 км, он может патрулировать воздушное пространство в течение 4 часов. Экипаж E-2C состоит из 2 пилотов и 3 операторов ДРЛО. Помимо ВМС США, эти тактические самолеты ДРЛОиУ состоят на вооружении Франции, Египта, Тайваня и Японии.
Очень хорошо они показали себя также на вооружении ВВС Израиля, не имеющего ни одной АУГ, в ходе Второй Ливанской войны, когда использовались ЦАХАЛ в сухопутной войне для разведки и корректировки воздушных ударов. Интересно, что израильтяне впоследствии создали собственный воздушный радар IAI Phalcon, аналогичный по функциональности американском Е-3 Sentry системы AWACS, но не в виде вращающегося сверху «гриба», а с неподвижными АФАР, установленными вдоль фюзеляжа самолета.
Тем же путем пошли и шведы, создав легкий тактический самолет ДРЛО ASC 890 на базе небольшого двухдвигательного турбовинтового самолета Saab 340. Два таких летающих радара обещаны Украине, что должно повысить возможности ее ПВО/ПРО.
Рациональным представляется подход, которым руководствуется Пекин при создании собственного воздушного флота, состоящего из летающих радаров. По образу и подобию советского А-50 в КНР на базе грузового Ил-76ТД разработали собственный самолет ДРЛОиУ KJ-2000. Однако было понятно, что получаются они достаточно дорогие и технически сложные, а значит, много их не будет.
Поэтому параллельно велась работа над созданием более простого и бюджетного тактического самолета ДРЛОиУ. Им стал турбовинтовой KJ-200, построенный на базе среднего военно-транспортного самолета Y-8 (китайская версия Ан-12). Вместо традиционного «гриба» на нем установили неподвижную радарную решетку, напоминающую по форме коромысло, которая позволяет обнаруживать высотные цели на дальности 350-400 км.
Плюсы такого технического решения заключаются в большей простоте и дешевизне тактического самолета ДРЛОиУ. К слову, благодаря более
Дальнейшим развитием KJ-200 стал тактический самолет ДРЛОиУ KJ-500, построенный на базе транспортника Y-9, представляющего собой удлиненную версию Y-8 с новыми двигателями и авионикой. В отличие от предшественника с неподвижным радаром в виде коромысла, новый китайский самолет имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне. Считается, что по своим возможностями китайский радар близок к РЛС американского палубного Grumman E-2D Hawkeye.
Главной особенностью ВВС и ВМС НОАК на сегодняшний день является большое количество тактических самолетов ДРЛОиУ, что компенсирует их меньшую производительность по сравнению со стратегическими KJ-2000.
Наше всё?
Если сравнивать с «западными партнерами» и «восточными», то у нас в этой компоненте не все так хорошо, как хотелось бы. В наследство от СССР России досталось несколько готовых самолетов ДРЛО А-50, построенных на базе военно-транспортного Ил-76. Из-за серьезного устаревания их радиоэлектронного оборудования в 2003 году начался процесс модернизации отечественных АВАКСов до уровня А-50У.
В связке с ЗРК большого радиуса действия С-400 на них возлагались большие надежды в ходе проведения СВО на Украине по «приземлению» вражеской авиации. К сожалению, на войне такой интенсивности без потерь не обойтись, а новых А-50У в нашей стране не производят.
На смену им уже давно разрабатывается большее совершенный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер», чьи тактико-технические характеристики будут значительно превосходить предшественника. Вот только большая
Решением данной проблемы дефицита самолетов ДРЛОиУ стратегического класса могло бы стать начало производство более массового и дешевого тактического, как это делают американцы, шведы или китайцы. Однако тактический самолет ДРЛОиУ, способный быть и палубным, и наземным, а именно, советский Як-44, существует только в виде пыльной папки в каком-то архиве, и к нему нет двигателей.
Можно ли его возродить в модернизированном виде сегодня, и если нет, то какие возможны иные альтернативы? Об этом мы подробнее поговорим далее.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: