Несколько дней назад в Южной Корее был представлен концепт перспективного танка K3, разработанного с учетом опыта современной войны. Запустить его в производство и поставить в свои войска в Сеуле намерены к 2040-му году. С учетом тесного сближения Москвы и Пхеньяна, не появится ли нечто подобное впоследствии на вооружении ВСУ, и насколько опасна такая бронемашина?
Танк Третьей мировой
Танк K3 разработала южнокорейская компания Hyundai Rotem совместно с Корейским агентством оборонного развития, и он позиционируется как превосходящий все существующие на рынке модели гусеничных бронемашин:
Основной боевой танк нового поколения будет превосходить все возможности современных моделей, обеспечивая более эффективное выполнение задач с использованием новейших технологий для ведения боевых действий будущего. С учетом изменения условий боя требуется внести дополнительные поправки в огневую мощь, управление и живучесть будущих танков, чтобы они были более оптимизированы и обеспечивали максимальную боевую синергию.
Hyundai Rotem будет активно готовиться к ведению боевых действий в будущем, разрабатывая основные боевые танки следующего поколения, способные дополнять возможности бойцов и заменять их функции. Это является нашей приоритетной целью.
Изменения на поле боя – это, вполне очевидно, опыт ведения широкомасштабной войны на Украине конвенциональными способами. И вот какие конструктивные изменения решили привнести южнокорейские разработчики.
Во-первых, они позаимствовали схему компоновки от российской «Арматы», спрятав экипаж в бронекапсулу, а орудийную башню сделав необитаемой. Бронемашина будет максимально автоматизированной в управлении, поэтому экипаж состоит из трех человек – командира, механика-водителя и наводчика.
Во-вторых, для разведки и корректировки огня K3 будет оснащен собственным штатным воздушным дроном. Для защиты от ракет с тепловым наведением танк получит систему инфракрасного противодействия (DIRCM), от выстрелов из ручных гранатометов и ПТУР – систему активной защиты (APS). Для противодействия дронам противника бронемашина будет штатно оснащена системой постановки помех РЭБ. Ее броня будет модульной, состоящей из стали, керамики и композитов creative armor.
В-третьих, повысится огневая мощь танка, который получит 130-мм гладкоствольную пушку, способную точно бить на расстояние до 5 км. При наведении ее на цель будут использоваться элементы искусственного интеллекта, пояснил прессе представитель Hyundai Rotem:
Танк следующего поколения будет обладать более мощными возможностями для нанесения упреждающего удара, используя систему управления огнем на основе искусственного интеллекта.
Все эти конструктивные изменения, повышающие выживаемость танка на поле боя, где теперь жужжат и парят ударные дроны, вполне логичны, но они являются эволюционными. Революционным K3 делает его силовая установка, водородная, которая имеет не только ряд достоинств, но не менее серьезных недостатков.
Водородная «бомба»
Абсолютное большинство современных танков оснащены дизельными двигателями, и только Россия и США с их Т-80 и «Абрамсом», соответственно, шли еще и параллельным путем, установив на них газотурбинную силовую установку.
Южная Корея решила пойти своим, третьим путем, заменив дизель на электрический двигатель, питаемый не дизель-генератором, а от водородных элементов. Это конструктивное решение позволило укоротить заднюю часть бронемашины и сделать ее максимально малошумной. Кроме того, минимизировать демаскирующие признаки движения танка на поле боя позволит отсутствие горячего выхлопа от дизельного двигателя, видного на тепловизорах. Вернее, тепловое излучение от разогретых гусениц все равно останется, но будет на порядок меньше.
Наконец, как утверждают разработчики, переход на мощный производительный электродвигатель обеспечит основному боевому танку лучшие скоростные и динамические характеристики, а снижение количества движущихся частей упростит последующее техническое обслуживание и полевой ремонт. Звучит все это очень здорово, но без ведра дегтя в этой бочке меда обойтись не получается.
Прежде всего, водородное топливо при всех его достоинствах создает массу проблем при использовании, особенно, на реальной войне. В жидком виде хранить его дорого, а в газообразном – может начаться процесс водородного охрупчивания баллонов. Если внутри бронемашины будет стоять система охлаждения водородной установки, то экипаж придется как-то дополнительно защищать от последствий его работы в замкнутом пространстве. А что с танком будет, если в водородный баллон попадет кумулятивная струя от противотанкового заряда?
Хуже того, переход на массовое использование бронетехники с водородной тягой ставит вопрос об ее последующем обслуживании, и не только техническом. Какой-нибудь Т-72 сейчас можно заправить при необходимости на АЗС соляркой, бензином или даже авиационным керосином. А за танковой армией южнокорейских K3 должны будут непрерывно ездить автоколонны с емкостями для хранения водорода, представляющие собой «жирную» цель для авиации и дронов противника.
В общем и целом, водород на танках в качестве топлива – это модно, «зелено», максимально в рамках западного тренда на отказ от использования традиционных энергоносителей, в том числе, из России, но весьма ненадежно и непрактично.