Что там говорить, на протяжении не то что десятилетий — столетий, со времен Петра Первого (а кем-то и раньше), Запад, Европа воспринимались как эталон цивилизации, где на немыслимом для нас уровне культура, законность, порядок, развитая инфраструктура и, конечно, уровень жизни, до которых нам «ого-го ещё сколько».
В советские и постсоветские времена это восприятие значительно усилилось, «Европа» не то что для многих граждан, а для целых постсоветских стран стала настоящим фетишем, а попасть на Запад «хоть тушкой, хоть чучелом» стало национальной «идеей фикс».
Сказано об этом уже немало, как и о том, что реальности «тамошней» жизни отнюдь не столь благостны, как представляется со стороны (причём так было и давние времена), тем не менее нужно признать, что определение «золотой миллиард» дано коллективному Западу не зря: это сообщество действительно несколько столетий было в авангарде прогресса и развития человечества и ныне достигло наибольшего уровня и качества жизни для своих обитателей.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается, включая расцвет целых цивилизаций, даже если он продолжался многие столетия. По закону жанра политикам положено обещать электорату золотые горы, но вот какие цели открыто планирует достичь к 2030 году мэр Лондона Садик Хан:
— отмена частных автомобилей;
— запрет на потребление мяса и молочных продуктов;
— «рационирование» новой одежды до трех единиц в год на человека;
— ограничение коротких авиаперелетов до одного раза в три года;
— строить дома не из стали с цементом, а из дерева.
Это из «обещаний» действующего публичного политика (и он такой далеко не единственный), а более подробную версию «светлого безуглеродного будущего» дают аналитики ведущей швейцарской банковской группы Подсчёт также произвели аналитики Credit Suisse. По их расчетам, чтобы достичь углеродной нейтральности, европейцам душ следует принимать не более трёх раз в течение одной недели и продолжительность процедуры не должна превышать восемь минут. Альтернатива — шесть раз в неделю, сокращая продолжительность до четырех минут. Ванну вообще можно принимать не более одного раза в неделю.
Смывать воду в туалете — не более двух раз в сутки. Стирка в машине-автомат — не более двух раз в неделю, ее продолжительность около часа. Машиной для мытья посуды пользоваться не чаще одного раза в неделю.
В пище также следует существенно ограничиться:
— куриное мясо — употребление два раза в неделю по 100 грамм;
— красное мясо (говядину, свинину и баранину) вообще следует исключить из рациона;
— картофель разрешается добавлять в рацион лишь два раза в неделю;
— употребление фруктов — до пяти раз в неделю;
— сырные продукты — не более 25 граммов и не чаще одного раза в неделю;
— разрешается употребление вина в небольшом количестве;
— содовая рекомендуется только диетическая;
— исключить из употребления молоко, кофе, пиво.
Что касается занятий спорта и развлечений, смотреть телевизор можно не более двух часов в сутки. Разрешается заменить ТВ на пользование интернетом с такими же ограничениями по времени. Спортивные тренировки — три раза в неделю продолжительностью не более получаса. Любые компьютерные или видеоигры и вовсе исключаются.
Шоппинг: в год следует покупать не более двух пар джинсов, трёх рубашек или пяти футболок. Что касается пиджаков и деловых костюмов, отказываемся — не хватит лимита CO2.
Для любителей путешествий — один перелёт на самолете в год на небольшое расстояние, класс — эконом. На электротранспорте разрешено проехать 5000 км за год.
Объясняются столь драконовские меры по радикальному «сокращению потребления», а значит, и кардинальному снижению уровня жизни, глобальным потеплением из-за повышения содержания углекислого газа и других парниковых газов в атмосфере, которое, в свою очередь, вызвано человеческой деятельностью.
Как оказалось, помимо многочисленных производств, выбрасывающих углекислоту, виноваты в нём даже буренки, которые, пардон, слишком много пукают (откуда и планы кардинально сократить потребление мяса).
Разумеется, мэр «мировой столицы денег» и эксперты одной из ведущих банковских структур мира не чудики со «сверхценной идеей». Идея достижения «углеродной нейтральности» — ныне основополагающий тренд западной «повестки», навязываемый обществу с ещё большим прессом, чем украинцам «евроинтеграция».
Ученые, которые осмеливаются высказывать сомнения, тут же становятся жертвами «культуры отмены», когда человека в общественном и профессиональном плане действительно «отменяют»: перестают публиковать, упоминать, изгоняют с работы. Зато тем, кто следует «линии партии», — гранты и премии, публикации, научные титулы и т. п.
Мы не будем подробно углубляться в сугубо научный спор, лишь отметим: нынешние времена отнюдь не самые теплые в очень короткой с геологической точки зрения истории человечества.
«Каких-то» тысячу лет назад (миг для Земли) в Британии отлично рос виноград, нынешний Северный Ледовитый океан не был ледовитым, а викинги, открыв покрытый густой растительностью остров, так и назвали его: «Гренландия» (Зеленая земля), — основав там колонию, достигшую очень солидной по тем временам численности населения 50 тыс. человек (которым пришлось её покинуть, когда спустя несколько веков похолодало).
Эпохи, когда углерода в атмосфере было в разы больше, чем сейчас (и без всякого участия человека), ученым также хорошо известны. Решающее влияние человеческого фактора на нынешнее повышение его уровня отнюдь не доказано.
К слову, сам термин «зеленая повестка» выглядит в этом контексте весьма циничным. Ведь углекислый газ является основной пищей для растений. И выяснилось, что, несмотря на активную вырубку лесов под сельхозугодия в тропиках, общая площадь суши, покрытой деревьями, за 35 лет выросла на 7,1 проц., или 2,24 миллиона квадратных километров за счет прироста в субарктической, субтропической и умеренной зонах.
Так, в России за последние 26 лет биомасса лесов выросла на 39 проц.! Лес активно наступает на тундру, чему способствует и потепление климата. А чем больше леса, растительности, тем быстрее идёт и процесс поглощения углекислого газа из атмосферы. В общем, у матушки-природы есть свои очень мощные механизмы регулирования.
Тем более дикими выглядят активно продвигаемые при массированной государственной поддержке альтернативные «зеленые» заменители углеродных источников энергии.
С учётом производственных затрат и многих других «побочек» крайне сомнителен и конечный экологический эффект от солнечной и ветряной энергетики.
На самом же деле смысл «великого плутовства» в том, что элиты западных стран просто готовят их общество к «жесткой посадке». Ведь обычный обыватель, если его жизнь ощутимо (и более того) ухудшается, как минимум голосует за оппозицию на выборах, а если сильно «припрет», то и выходит на улицы.
Поэтому под уже начавшееся падение уровня жизни, которое будет только набирать обороты, подводится соответствующая идеологическая база: это, дескать, ради спасения человечества. Одновременно массированная истерия и пропаганда в СМИ создают многочисленную прослойку чокнутых фанатиков-«активистов» — «защитников климата», которые будут травить и преследовать несогласных не хуже, а может, и эффективнее официальных спецслужб, что уже имеет место в полной мере.
«Технологически» снижение потребления будет достигаться через многократное повышение налогов и акцизов на «углеродоопасные» продукты и предметы, делающие их недоступными для основной массы населения (а богачи увеличение в несколько раз расходов на питание и последствия для бюджета пересадки на электромобиль даже не заметят).
Возможно, масштаб падения и не будет столь велик, как обещают Садик Хан и прочие адепты «зеленой повестки», но и это известный психологический прием: тот, кому пригрозили смертной казнью, не будет протестовать, а вздохнет с облегчением, получив 15–20 лет тюрьмы.
Истинная же причина в закате эры Запада — объективные экономические и геополитические причины. Многовековое доминирование Запада, основанное на его технологическом и военном лидерстве, которое, в свою очередь, позволяло, называя вещи своими именами, грабить остальной мир, подходит к концу.
Страны так называемого Глобального Юга занимают всё большую долю в мировой экономике, туда благодаря дешевой рабочей силе уплывает из западных стран производство.
Нынешний статус «золотого миллиарда» (т. е. самой богатой части населения планеты) пока сохраняется за счет лидерства западных стран в наиболее технологичных отраслях и сложившихся финансовых схем и механизмов, главной из которой является использование доллара как мировой валюты.
Но число отраслей, в которых Запад сохраняет технологическую монополию, неуклонно сокращается. Символична ситуация в сфере, бурное развитие которой и породила зеленая повестка, — в производстве электромобилей. «Внезапно» её львиную долю захватывает Китай, а западные бренды, «испокон веков» (автомобильных) диктовавшие моду в этой отрасли, оказались просто не в состоянии произвести конкурентоспособный продукт.
Европа «защищается»: «Евросоюз во вторник вечером официально опубликовал решение о введении дополнительных пошлин на электрокары из Китая в размере до 35,3 проц., оно вступает в силу 30 октября». Но проблема в том, что защитить (если речь идёт сугубо о экономических методах) можно только внутренний рынок, а для здоровой экономики нужен сбыт и на внешних, а с этим «всё плохо».
Сообщают, что после третьего квартала «Мерседес» отчитался, что их прибыль по всем мировым продажам на 64 проц. меньше, чем в прошлом году. Главной причиной назвали спад интереса к «Мерседесу» на главном авторынке мира — в Китае. У БМВ дела такие же. К примеру, продажи нового поколения седана пятой серии за девять месяцев 2024 года оказались в два раза меньше, чем продажи предыдущего кузова в 2023 году.
И этот пример только одной из отраслей (хотя автопром всегда считался самой знаковой и престижной), в которых Запад теряет позиции. Причем речь идёт уже не только о массовом сегменте, в котором потребитель, извините, «не гоняется за понтами», а ищет экономичные варианты, но и о статусных брендах, таких как «Мерседес», всегда имевшем имидж эталона настоящего немецкого качества.
А теперь, как сообщил концерн, на новую модель будут устанавливаться китайские двигатели. И спрашивается, какой смысл доплачивать за бренд, если по факту всё равно «китаец»?
Но самое страшное для всего Запада то, что набирает обороты уход от доллара, формирование новых, не связанных с традиционными банковскими центрами финансовых механизмов. Выглядевшая некогда гениальной схема: отправим производства, особенно продукции с низкой добавленной стоимостью, в третий мир, а себе оставим высокие технологии и контроль над финансовыми потоками — перестаёт работать.
«Квалификация» уже не третьего мира, а Глобального Юга растет на глазах, технологическое отставание от Запада резко сокращается (что видно на приведенном выше примере автопрома), и он (Запад) становится всё менее конкурентоспособен.
А где реальный сектор, там неизбежно начинает формироваться и собственный финансовый, при этом крупнейшие державы Глобального Юга перестали воспринимать себя как «младших партнёров» Запада, а его как «центр мира», формирующий глобальную повестку. У них теперь своя, главное в которой — отказ от «дани», которую приходится пока платить Западу.
Беспрецедентный саммит БРИКС наглядно это показал, став для Запада грозным предзнаменованием. Западу остается только пытаться всячески затормозить этот процесс путем интриг, провокаций, развязывания кризисов и войн (нынешняя на Украине имеет ту же подоплеку), но предотвратить его окончательно уже никак невозможно.
И то, что его обитателей исподволь, но достаточно активно подготавливают к тяжелым временам, наглядно показывает, что верхи Запада это отлично понимают.
Александр Фидель,
Читайте нас: