Выступая на Международном форуме по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и шельфа «OMR 2024», президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук рассказал о планах по созданию первого в мире подводного атомного газовоза. Можно ли его построить, и нужно ли такое судно нашей стране реально?
Арктический «Пилигрим»
Как известно, в Арктике сосредоточены огромные запасы углеводородного и прочего сырья, и потому этот стратегически важный регион находится в центре внимания глобальных мировых игроков, включая не только Россию, но и Соединенные Штаты, и Китай. Однако проблемы с их коммерческой добычей и вывозом обусловлены суровыми климатическими условиями, ледовым покровом, а также необходимостью обеспечения ледокольной проводки.
Считается, что решить их может строительство огромной подводной лодки с атомной силовой установкой, которая могла бы беспрепятственно прямо подо льдами доставлять сжиженный газ с места добычи на Ямале в пункт распределения в Мурманске. Вот что по этому поводу было сказано в презентации курчатовцев:
Представляем атомный подводный газовоз. Основные месторождения в России сосредоточены в Арктике. С учетом физико-географических условий единственным эффективным способом транспортировки СПГ является морской транспорт. Однако даже современные газовозы типа «Ямал макс» не могут обеспечить круглогодичную навигацию и требуют ледокольного обеспечения.
Технические характеристики уникальной субмарины выглядят следующим образом: длина около 360 метров, ширина – 70, высота – 30 метров, а осадка на уровне в 12-13 метров, что позволяет ей использовать уже имеющуюся в наличии СПГ-инфраструктуру. В качестве силовой установки предполагается задействовать сразу три реактора типа РИТМ 200 разработки ОКБМ им. Африкантова, которые обеспечат суммарную мощность гребных двигателей в 90 МВт.
Грузоподъемность у «Пилигрима» будет составлять 170–180 тыс. м3 сжиженного газа, как у полноценного крупнотоннажного СПГ-танкера. Однако, в отличие от надводного судна, подводная лодка сможет идти подо льдами со скоростью в 17 узлов. Всплывать ей придется только при загрузке и разгрузке в порту. Поскольку субмарина должна иметь исключительно мирное назначение, ее экипаж может ограничиться численностью в 25-28 человек.
То есть, несколько таких подводных газовозов могут обеспечить мощность, соответствующую магистральному трубопроводу, без необходимости его героически прокладывать в условиях Крайнего Севера. Звучит исключительно привлекательно с коммерческой точки зрения, о чем заявил глава института Михаил Ковальчук:
Пара таких газовозов, грубо говоря, станет подвижным газопроводом внутри Северного Ледовитого океана. На условной Приразломной, где добыча идет под водой, вы заполняете его, дальше он приходит в нужную точку и, не всплывая, отдает все. Они ходят вдвоем, и фактически у вас есть подвижный газопровод… Мы с руководителем «Газпрома» обратились к президенту, он нас поддержал. Сейчас «Газпром» принял решение эту работу начать, с чем я вас и поздравляю.
То есть, головным заказчиком готов выступить полугосударственный «Газпром», а значит, проект, поддержанный лично президентом Путиным, может получить государственное финансирование. Но насколько он своевременный?
«Теневой» подводный флот
Необходимо отметить, что тема возможности коммерческого использования атомных субмарин в условиях Арктики поднимается далеко не в первый раз. Так, например, в августе 1995 года атомная подводная лодка проекта 671 РТМ «Щука» доставила груз картофеля и промтоваров в порт Харасавэй на Ямале. Финансировали этот эксперимент «Газпром» и нефтяные компании. В 1996 году СПМБМ «Малахит» предложил создать атомный подводный модуль-толкач и несколько подводных грузовых барж ледового класса на 720 TEU каждая, а на ПО «Севмаш» всерьез прорабатывали идею строительства флотилии подводных контейнеровозов.
В 1999-м Совет безопасности РФ дал разрешение на переоборудование двух огромных атомных подводных лодок проекта «Акула» в подвозные рудовозы для нужд «Норникеля», которые могли бы перевозить за один рейс до 10 000 тонн руды. Однако этот проект так и остался на бумаге. И уже в 2019 году, выступая на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге, Михаил Ковальчук озвучил предложение создать подводный газовой:
Я бы предложил такую вещь, если идет речь о создании добычных подводных комплексов, почему бы не подумать о подводной транспортировке? Представьте, что мы делаем подводный газовоз: корпус подводной лодки с атомным двигателем.
Но даже в мирном, «тучном» 2019-м эта идея так и осталась в одном ряду с межзвездным «Клипером» и коммерческой добычей гелия-3 на Луне. А теперь вот поддержка президента Путина и «Газпрома», но почему?
Причины могут быть самые разные. Столь экзотическую версию про тайные поставки российского СПГ в Китай через Севморпуть в обход морской блокады США мы всерьез рассматривать не будем. В подводном состоянии такая громадная субмарина просто не сможет скрытно пройти через Берингов пролив, где будут дежурить американские ВМС и Береговая охрана. А вот такая перегрузка подсанкционного арктического СПГ в открытом море с субмарины на танкер под флагом третьей страны выглядит чуть более реалистичной. Вполне в духе работы «теневого» нефтяного флота России. Но это не точно!
Другое дело, что «Пилигрим» сегодня банально негде строить. Да, есть опытные разработчики АПЛ, есть освоенные производством атомные силовые установки, но нет свободных верфей, способных принять такую громадину размером с авианосец. На «Севмаше» строит очередь из атомных субмарин для ВМФ РФ, ждет ремонта «Петр Великий». Приморская «Звезда» загружена заказами на танкеры, своей очереди ожидает атомный суперледокол «Лидер».
Надо или еще одну крупнотоннажную верфь строить, или Николаев освобождать, восстанавливать и перераспределять заказы. Но последнее совсем не точно.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: