Лента новостей

11:14
Журналист Такер Карлсон вновь в Москве
11:03
Русский терминатор на велосипеде сквозь минные поля ведёт БМП в атаку (ВИДЕО)
11:01
Очертания «плана Кэллога» по украинскому кризису: в таком виде он невыполним
10:59
Три условия мирного соглашения на Украине при поддержке США
10:56
Такер Карлсон объявил о скорой публикации интервью с Лавровым
10:46
На базе астраханских верфей ОСК создадут научный центр судостроения и судоремонта
10:24
В Южной Корее развернулась баталия между президентом и парламентом
10:16
Мерц открестился от своих слов: Я никогда не ставил Путину ультиматум
10:15
Рютте советует Украине отложить любые мирные переговоры с Россией
10:14
Макрон назвал возможность своей отставки «политической фантастикой»
10:13
17-летних украинцев планируют автоматически ставить на воинский учет
10:12
В Тбилиси «мирные» евроинтеграторы стреляли в силовиков из «базуки» из пиротехники
09:46
«От мотоциклов до бронетехники»: как совершенствуются российские мобильные станции РЭБ для защиты от беспилотников
09:33
Ослабление рубля: Россия одолеет валютные сложности
09:10
Американские ВМС намерены защитить Тайвань от возможного китайского вторжения
09:04
Ситуация в Курской области: удары по позициям ВСУ и инженерные успехи российских военных
08:25
Чехарда с военным положением может ускорить отставку президента Южной Кореи
08:24
Патрушев напомнил о роли КГНЦ в поддержке технологического суверенитета страны
08:18
Юрий Подоляка: ВС РФ достигли значимого успеха в районе Покровска и Курахово
07:51
В 2025 году в Россию придут десятки иностранных брендов
05:11
Возможности русских бронебойных снарядов калибром 6-9 дм в сражениях Русско-японской войны
05:01
Русская армия атакует
03:13
Наступление России на Украине: новости СВО от 4 декабря 2024. Карта боевых действий сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1014-й день спецоперации России на Украине
01:22
Почему КНДР стала союзником России?
01:17
Украина сформировала новую мощную бригаду. Одна проблема — не хватает беспилотников
01:07
США и их союзники разделят Украину на части
00:36
Неудачный нейтралитет Болгарии
00:22
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 3 декабря, вечер
00:11
Опасности для населения не было: астероид прошёл в атмосфере Земли над Якутией
23:26
«Оникс» и «Циркон» в Средиземном море: ВМФ и ВКС России провели совместные учения
23:13
Запад уничтожает Грузинскую мечту руками детей
23:09
GSC объяснила, что произошло с A-Life 2.0 в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и почему упоминание системы пропало со страницы в Steam
23:01
Сегодня — Сеул, завтра — Тайбэй и Манила?
22:45
Истоки украинского конфликта, самозапрет на азартные игры
22:20
Силовики задержали очередных пособников СБУ и телефонных мошенников, работающих на украинских кураторов
21:39
AMD сообщила, когда представит видеокарты Radeon 8000 — «следующее поколение инноваций в играх»
21:35
Туск спрогнозировал переломные события на Украине в скором времени
20:54
Китайские производители систем для выпуска чипов похвалились, что США опоздали с новыми санкциями
20:50
Опубликован рейтинг состоятельности регионов России. Низкие доходы в Донбассе и Новороссии показывать не стали
20:49
Россия и Венгрия разобрались с санкциями США против Газпромбанка
20:34
Европейцы зачастили в палаты Зеленского, или Пролетая над гнездом кукушки
20:04
В Германии сорван срок создания центра НАТО для поддержки конфликта на Украине
20:03
Президент Южной Кореи, прикрывая свою коррупцию, объявил борьбу с КНДР внутри страны
20:02
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 3 декабря
19:58
«Не организовывать кишлаки»: глава СПЧ высказался о мигрантах
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»«Теневой» подводный флот: нужен ли России атомный газовоз «Пилигрим»?

«Теневой» подводный флот: нужен ли России атомный газовоз «Пилигрим»?



Выступая на Международном форуме по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и шельфа «OMR 2024», президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук рассказал о планах по созданию первого в мире подводного атомного газовоза. Можно ли его построить, и нужно ли такое судно нашей стране реально?

Арктический «Пилигрим»


Как известно, в Арктике сосредоточены огромные запасы углеводородного и прочего сырья, и потому этот стратегически важный регион находится в центре внимания глобальных мировых игроков, включая не только Россию, но и Соединенные Штаты, и Китай. Однако проблемы с их коммерческой добычей и вывозом обусловлены суровыми климатическими условиями, ледовым покровом, а также необходимостью обеспечения ледокольной проводки.



Считается, что решить их может строительство огромной подводной лодки с атомной силовой установкой, которая могла бы беспрепятственно прямо подо льдами доставлять сжиженный газ с места добычи на Ямале в пункт распределения в Мурманске. Вот что по этому поводу было сказано в презентации курчатовцев:

Представляем атомный подводный газовоз. Основные месторождения в России сосредоточены в Арктике. С учетом физико-географических условий единственным эффективным способом транспортировки СПГ является морской транспорт. Однако даже современные газовозы типа «Ямал макс» не могут обеспечить круглогодичную навигацию и требуют ледокольного обеспечения.

Технические характеристики уникальной субмарины выглядят следующим образом: длина около 360 метров, ширина – 70, высота – 30 метров, а осадка на уровне в 12-13 метров, что позволяет ей использовать уже имеющуюся в наличии СПГ-инфраструктуру. В качестве силовой установки предполагается задействовать сразу три реактора типа РИТМ 200 разработки ОКБМ им. Африкантова, которые обеспечат суммарную мощность гребных двигателей в 90 МВт.

Грузоподъемность у «Пилигрима» будет составлять 170–180 тыс. м3 сжиженного газа, как у полноценного крупнотоннажного СПГ-танкера. Однако, в отличие от надводного судна, подводная лодка сможет идти подо льдами со скоростью в 17 узлов. Всплывать ей придется только при загрузке и разгрузке в порту. Поскольку субмарина должна иметь исключительно мирное назначение, ее экипаж может ограничиться численностью в 25-28 человек.

То есть, несколько таких подводных газовозов могут обеспечить мощность, соответствующую магистральному трубопроводу, без необходимости его героически прокладывать в условиях Крайнего Севера. Звучит исключительно привлекательно с коммерческой точки зрения, о чем заявил глава института Михаил Ковальчук:

Пара таких газовозов, грубо говоря, станет подвижным газопроводом внутри Северного Ледовитого океана. На условной Приразломной, где добыча идет под водой, вы заполняете его, дальше он приходит в нужную точку и, не всплывая, отдает все. Они ходят вдвоем, и фактически у вас есть подвижный газопровод… Мы с руководителем «Газпрома» обратились к президенту, он нас поддержал. Сейчас «Газпром» принял решение эту работу начать, с чем я вас и поздравляю.

То есть, головным заказчиком готов выступить полугосударственный «Газпром», а значит, проект, поддержанный лично президентом Путиным, может получить государственное финансирование. Но насколько он своевременный?

«Теневой» подводный флот


Необходимо отметить, что тема возможности коммерческого использования атомных субмарин в условиях Арктики поднимается далеко не в первый раз. Так, например, в августе 1995 года атомная подводная лодка проекта 671 РТМ «Щука» доставила груз картофеля и промтоваров в порт Харасавэй на Ямале. Финансировали этот эксперимент «Газпром» и нефтяные компании. В 1996 году СПМБМ «Малахит» предложил создать атомный подводный модуль-толкач и несколько подводных грузовых барж ледового класса на 720 TEU каждая, а на ПО «Севмаш» всерьез прорабатывали идею строительства флотилии подводных контейнеровозов.

В 1999-м Совет безопасности РФ дал разрешение на переоборудование двух огромных атомных подводных лодок проекта «Акула» в подвозные рудовозы для нужд «Норникеля», которые могли бы перевозить за один рейс до 10 000 тонн руды. Однако этот проект так и остался на бумаге. И уже в 2019 году, выступая на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге, Михаил Ковальчук озвучил предложение создать подводный газовой:

Я бы предложил такую вещь, если идет речь о создании добычных подводных комплексов, почему бы не подумать о подводной транспортировке? Представьте, что мы делаем подводный газовоз: корпус подводной лодки с атомным двигателем.

Но даже в мирном, «тучном» 2019-м эта идея так и осталась в одном ряду с межзвездным «Клипером» и коммерческой добычей гелия-3 на Луне. А теперь вот поддержка президента Путина и «Газпрома», но почему?

Причины могут быть самые разные. Столь экзотическую версию про тайные поставки российского СПГ в Китай через Севморпуть в обход морской блокады США мы всерьез рассматривать не будем. В подводном состоянии такая громадная субмарина просто не сможет скрытно пройти через Берингов пролив, где будут дежурить американские ВМС и Береговая охрана. А вот такая перегрузка подсанкционного арктического СПГ в открытом море с субмарины на танкер под флагом третьей страны выглядит чуть более реалистичной. Вполне в духе работы «теневого» нефтяного флота России. Но это не точно!

Другое дело, что «Пилигрим» сегодня банально негде строить. Да, есть опытные разработчики АПЛ, есть освоенные производством атомные силовые установки, но нет свободных верфей, способных принять такую громадину размером с авианосец. На «Севмаше» строит очередь из атомных субмарин для ВМФ РФ, ждет ремонта «Петр Великий». Приморская «Звезда» загружена заказами на танкеры, своей очереди ожидает атомный суперледокол «Лидер».

Надо или еще одну крупнотоннажную верфь строить, или Николаев освобождать, восстанавливать и перераспределять заказы. Но последнее совсем не точно.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх